Еще одна подборка в честь Дня Победы, которая призвана немного расширить ваш читательский кругозор. Мы сознательно исключили общеизвестные книги и те, что входят в школьную программу.
«В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов / фильм «Солдаты» (реж. Александр Иванов, 1956)
1942 год. Сталинградская битва. Молодой лейтенант-сапер Керженцев возглавил батальон после гибели прежнего командира. Бойцов здесь всего 36 вместо 400 положенных по штату. Однако даже эта горстка уже хорошо обстрелянных бойцов становится грозной силой, когда нужно захватить первую линию обороны немцев на Мамаевом кургане.
Однако за успешной первой атакой следует поражение: необдуманно в лоб атаковавшие вторую линию бойцы разбиты. Произошло это из-за ошибки начштаба капитана Абросимова. Он отказался ввести в действие щадящий людей план с фланговым обходом немецких окопов.
В экранизации исполнил свою первую заметную роль Иннокентий Смоктуновский. Он играет малоприспособленного к войне интеллигента Фарбера. Однако именно он возглавлит полк, когда убивают его командира. И, кстати, в книге показано, что люди попали в хорошие руки.
«Живые и мёртвые», Константин Симонов / одноименный фильм Александра Столпера и Владимира Басова (1964)
Масштабный эпос о Великой Отечественной, кторый автор (он работал фронтовым корреспондентом) задумывал как своеобразный ответ «Войне и Миру» Толстого. Основан на личных воспоминаниях и дневниковых записях Симонова с первых дней войны до лета 1944 года. Все персонажи романа вымышленные, хотя и основаны на образах реальных людей, встреченных писателем в годы войны.
В центре истории — судьба потерявшего документы корреспондента фронтовой газеты Ивана Синцова. Этот на старте совершенно гражданский человек, советский интеллигент, теперь оказывается на фронте простым рядовым. По сюжету он дважды попадает в окружение, шесть раз ранен, теряет жену и дочь. В итоге к 1944 году Синцов дорастает до начштаба полка.
Три тома писались в разное время (1959, 1962 и 1971 годы). По двум первым снята довольно точно следующая книге двухсерийная экранизация (посвящена первым 100 дням войны и полугодовому изнурительному отступлению РККА), а также фильм «Возмездие» (про Сталинградскую битву). Последний, увы, был безбожно кастрирован цензурой — киночиновники уничтожили все эмоционально сильные сцены, из-за чего Симонов даже потребовал снять своё имя из титров.
«На войне как на войне», Виктор Курочкин / одноименный фильм Виктора Трегубовича (1968)
История про необстрелянного командира САУ Малешкина, авторитет которого то и дело подвергают сомнению более опытные подчиненные, а комполка шпыняет молодого офицера за различные недочеты. Однако когда дело доходит до драки, именно его самоходка, случайно оказавшись в тылу наступающего противника, действует не по инструкции и умудряется переломить исход целого сражения.
«Батальоны просят огня», Юрий Бондарев / одноименная экранизация Владимира Чеботарева и Александра Боголюбова (1985)
Эпизод форсирования Днепра советскими войсками весной-летом 1943 года. Дивизия готовится к наступлению. Несколько батальонов отправляют через реку, чтобы те закрепились на плацдарме и завязали бой. После этого им нужно подать сигнал для начала массированной артилерийской поддержки и переправы основной части войск.
Однако план меняется прямо на ходу и уже переправившиеся бойцы оказываются в окружении без обещанной артподдержки. Немцы подтянули свежие силы и приступили к методичной зачистке плацдарма. Главный герой капитан Ермаков (в экранизации его играет Александр Збруев) пытается вывести из этого ада живыми хотя бы 20 человек, которые остались у него от целого батальона.
«Горячий снег», Юрий Бондарев / одноименная картина Гавриила Егиазарова (1972)
В книге описан эпизод сражения под Сталинградом, который в военную историю вошел как Котельниковская оборонительная операция. Окруженная группировка фельдмаршала Паулюса отчаянно пытается прорвать кольцо окружения. Для этого в бой брошен кулак из почти четырех сотен танков Майнштейна, которым с нашей стороны противостоят пехотинцы и несколько батарей артиллеристов. Причем пушкари изготовились стрелять по вражеской технике прямой наводкой.
В результате отчаянного сопротивления батарее лейтенанта Дроздовского удалось истощить резервы противника, что изменило ход основного сражения. Однако из личного состава выжили немногие. В определенный моент боя герои остались всего с семью снарядами, однако все же сумели продержаться до подхода своих.
«Они сражались за Родину», Михаил Шолохов / одноименный фильм Сергея Бондарчука (1976)
В неоконченном романе советского классика (он сжег рукопись романа, в печать же попали лишь отдельные главы) показан период войны, когда наши войска бесконечно и утомительно отступали на восток.
Истощенный стрелковый полк, от которого осталось лишь 117 человек, идет к Сталинграду. По пути он отражает волны немецких танков и пехоты. Боевые сцены перемежаются сценами солдатского быта и общения с местным населением.
Кстати, в романе вразрез с пропагандой того времени показано, что отступающие войска местные встречали почти как предателей и осыпали их несправедливыми упреками.
Экранизация книги Бондарчуком стала величественным кинополотном о самых трудных днях Великой Отечественной, о самоотверженности и героизме советских солдат. Здесь исполнил свою последнюю роль актер, писатель и режиссер Василий Шукшин (сыграл солдата противотанкового расчета Петра Лопахина).
Ставьте лайк и подписыватесь, если хотите получать близкие по теме материалы в свою Яндекс-ленту.