Найти тему

Как группа Браво стала играть нео-свинг раньше американцев

Не часто можно написать такие слова об отечественной группе, но Браво в начале 90-х годов натуральным образом оказались пионерами движения Swing Revival, причем с совершенно оригинальным материалом, напрямую никому не подражая. Если для американских команд revival означало возврат к корням, апелляцию к памяти поколений, то у Браво дела обстояли сложнее. 

-2

Я уже писал о том, в что в 80-е, любовью к пиджакам с широкими плечами и дедушкиным ботам, Браво ввели заблуждение не только недоброжелателей, но и значительную часть своих поклонников. Под ретро-камуфляжем скрывалась современная актуальная музыка, корни которой произрастали не столько из рок-н-ролла 50-х, сколько из пост-панка и новой волны. (Подробнее я об этом я написал в статье, ссылку на которую можно найти в конце). 

К концу 80-х группу настиг кризис, (как собственно и всю музыку, их ранее вдохновлявшую), усугубившийся уходом Жанны Агузаровой, которая была для Браво большим, чем просто солистка. Последовала чехарда с солистами: Жанна приходила и уходила, на ее место пробовались Анна Салмина, Татьяна Рузаева, Евгений Осин и Ирина Епифанова. Следствием этих событий стало некоторое упрощение музыкального материала. От этого периода мелькания солистов в памяти народной пожалуй крепко осели только пара-другая песен: например "Король Оранжевое Лето" с вокалом Анны Салминой и "Добрый вечер, Москва" с Женей Осиным

Только в 2021 году группа выпустила лежавший на полке полный альбом 1989 года «Скажем мы друг другу "Браво"» с Женей Осиным в качестве фронтмена, и теперь мы получили полную картину того, что из себя представляла группа в этот период. И я вам скажу, что это был самый натуральный нео-свинг, к которому "брависты" пришли независимо от своих американских коллег, и раньше них по меньшей мере на целый год.

Удивительным образом, группе удалось поймать восходящий тренд, пускай и локальный. При этом здесь они считались едва ли не ретро-группой, хотя мало кто отдавал себе отчет, что у их музыки в прошлом прямых аналогов нет, только различные влияния и influencers. (Тут надо отметить и Бригаду С Игоря Сукачёва, которые тоже копали в этом направлении. Собственно, это и не удивительно, если вспомнить, что играть Гарик начинал в Браво, представления о прекрасном имел очень похожие, и ушёл оттуда по большому счету потому, что двум медведям никак не возможно было бы ужиться в одной берлоге).  

Вероятно, Браво и дальше какое-то время шли бы в этом направлении, если бы Осин не обнаружил своё, выходящее за рамки допустимого, пристрастие к горячительным напиткам. От фронтмена, с таким трудом найденного, пришлось спешно избавляться. 

Я не буду пересказывать историю прихода в команду Валерия Сюткина, хочу только отметить такую интересную вещь. Многолетняя история группы Браво доказала, что самые яркие взлеты сопутствовали команде, когда у её бессменного лидера и основного автора Евгения Хавтана в группе были равновеликие ему коллеги-оппоненты. Именно сотрудничество-борьба между ними приносили группе самые крупные и сладкие плоды. И Агузарова и Сюткин имели свой особый взгляд на музыку и пути развития Браво, и даже не будучи основными авторами, вносили сильную индивидуальную струю в проект. Это очень хорошо заметно, если анализировать их сольное творчество после ухода из группы: каждый уносил с собой кусочек своего Браво

Евгений Хавтан и Валерий Сюткин в начале славных дел..
Евгений Хавтан и Валерий Сюткин в начале славных дел..

Итак, судя по воспоминаниям участников, именно Сюткину пришла в голову идея обратиться к советскому музыкальному и культурному наследию. Безусловно, группа эпизодически делала это и раньше, но теперь это должно было быть возведено в ранг концепции. Поэтому, когда Константина Эрнста с его "Новыми Песнями о Главном" называют автором ползучей ресоветизации, то это не совсем так. Валерий Сюткин и Евгений Хавтан первыми начали производство советских миражей, и практически завершили формирование культурного мифа о советских стилягах.. Но об этом - в следующей статье.. 

На этом забавном видео Валерий Сюткин еще не в образе, и с переменным успехом борется с фонограммой, оставшейся от Осина. Лица зрителей также доставляют. Но мы знаем, что все у него будет хорошо ..

Продолжение следует ...

Также по теме можно почитать: