Написав несколько комментариев на другом канале - к статье посвященной В. Сюткину, я решил уточнить несколько деталей, касающихся группы Браво и наткнулся на совершенно замечательное мнение об этой команде одного из патриархов питерского рока , со-основателя группы Аквариум, музыканта и журналиста Анатолия (Джорджа) Гуницкого.
Я и раньше слышал, что несмотря на то, что Браво в середине 80-х числились в Московской рок-лаборатории, отношение к ним со стороны других рок-музыкантов было неоднозначным. И вот я получил не только подтверждение этому, но и ещё и подробное объяснение "почему". Объяснение это интересно не только, собственно, мнением о творчестве Браво, оно, в том числе, даёт ключ к пониманию того, почему советская рок-музыка, так бодро взлетевшая во время Перестройки, с таким треском грохнулась в начале 90-х.
Далее будут несколько цитат, которые приводятся с сокращениями
Поговорим лучше о «Браво»… Тут можно изгаляться сколько душе угодно, в рок-клубе их не любят. Только кому это нужно, да и зачем? Они ребята столичные, рок-лабораторные, пусть там с ними и разбираются, а у нас – острота, социальность, об этом даже в центральной прессе писали (см. «Собеседник», 19.07.86).
Кто-то хорошо сказал про «Браво»: «Вкусно, да не сытно…»...
...Гастрономические мотивы при разговоре о музыке не вполне уместные, годятся, когда речь идет о факте поп-культуры. «Браво» – типичный попс, нужно ли это доказывать?
...Жанна Агузарова (Ивонна, Ива) заметно усовершенствовала свой сценический имидж. Она держится уверенно, умело кокетничает с залом, ощущая себя полноправной хозяйкой положения: рассчитан каждый жест, отточено любое движение, малейшая эмоциональная вибрация певицы немедленно передается залу...
...Это и есть попс. В роке солист ведет себя иначе, он более независим, он меньше стремится понравиться, самое экстравагантное поведение рассчитано на душевный контакт, а если его нет, то получайте шок!
Рокер может позволить себе быть вызывающим, наглым, замкнутым; исполнитель поп-музыки обязательно должен добиться любви и восхищения, иначе он не будет популярен; на хорошем рок-концерте, происходящем в среде неспециальной публики, многие могут уйти из зала, они ощущают собственную чужеродность происходящему, и это их раздражает. На хорошем поп-концерте случаи ухода редки, даже те, кому в лучшем случае все равно, сидят до конца – чего уходить, если тебя развлекают..."
Прервем рассуждения патриарха. Вот в этом последнем высказывании, по моему, и есть квинтэссенция "советского рока", и очень хорошо, что Гуницкий, как журналист, коротко и ёмко ее выразил. Это какой-то сплав доморощенного ницшеанства с советской сферой обслуживания, с ее незримым девизом "берите что дают, а то и этого не будет". Назвавшись рокером, уже делаешь зрителям и слушателям одолжение самим фактом своего появления на сцене. Не важно, что ты умеешь делать, ты - пророк, и не обязан нравится толпе. Или она внимает тебе, или пшли прочь.
Читаем дальше
«Браво» – это хорошая поп-группа. Но не более. В Вильнюсе они были вне конкуренции, ведь все остальные – плохо ли, хорошо ли, – играли рок или хотя бы пытались, как «Метро». «Браво» ни на что подобное не претендовали, они четко делали свое дело. Программа была старая, накатанная – «Желтые ботинки», «Синеглазый мальчик», «Ленинградский рок-н-ролл» и прочие хиты дискотек, веселенькие песенки обо всем понемногу и ни о чем в частности.
Да, вот такой запрещённый прием: просто хорошо играть вещи, которые нравятся людям. Причем, речь идёт не о какой то случайной аудитории: дело происходит на рок-фестивале в Вильнюсе, где собрались люди подготовленные, и понимающие куда они пришли. И тот же "Синеглазый мальчик" это не какие-нибудь "Белые розы"(которые, впрочем ещё не появились), а песня со сложным ритмом, неожиданными мелодическими переходами. Теоретически, под нее можно танцевать, но назвать ее "дискотечной"- художественное преувеличение.
А главное - итог : " они были вне конкуренции"!!..
Едем дальше..
" И хотя у попса свои законы, чересчур уж много всего понамешано в музыке «Браво» – шестидесятые годы, как бы реггей, как бы волна, как бы рок-н-ролл. В этом смысле «Секрет» – конкурент «Браво» – по части попса гораздо более цельное явление.
Веселая, простая музыка, дающая возможность немного развлечься и даже немного пошевелить мозгами, без сомнения, нужна. При чем тут рок-фестиваль? Не знаю… А почему бы и нет? Все-таки они не совсем чужие, да и кто умеет заглядывать в будущее?"
Ну что тут сказать ..Когда нельзя четко определить первоисточник, это как раз огромный плюс: значит группа нащупала свой оригинальный стиль, а не пытается втиснуться в какие-то предсказуемые клише. Несмотря на ретро-антураж, используемый Браво, который вводил в добросовестное заблуждение многих поклонников и недоброжелателей, группа играла очень актуальную на тот момент музыку. Из основных "инфлюенсеров" можно пожалуй особо отметить Stray Cats , Police и Стинга (Sting)..И это, кстати, отличало их от тех же Секретов с их "цельной" стилизацией под мерсибит 60-х ..
Музыка веселая - несомненно. Простая - вот с этим как раз можно поспорить, простота там кажущаяся. Что касается будущего, то конечно из 1986 года сложно было в него заглянуть, но мы то с вами знаем, что было дальше. Советский рок пробежал за какие то пять-шесть лет тот путь, для, которого року на Западе понадобилось лет двадцать. Выжили только те, кто осознал, что ложная дихотомия рок vs "попс" до добра не доведет, и слушателям надо уметь нравиться. Кстати сам Б.Г. , в отличие от своего романтичного товарища Гуницкого, эту нехитрую истину понимал, хотя и окутывался туманом своего изощрённого маркетинга.
А Браво оказалась едва ли не единственной культовой группой 80-х, которая сумела не просто пережить вступление в "ревущие 90-е" , но и приумножить свою популярность, несмотря на внешние и внутренние потряхивания.
На этом пока остановимся, но тема феномена Браво ещё нами не закрыта , и будет продолжена в следующих статьях
Еще можно почитать :