Мне любовь к Михаилу Юрьевичу Лермонтову прививали ещё со школьных лет по принципу землячества. Великий русский поэт и писатель, да к тому же выросший на моей родной пензенской земле должен был, по мнению взрослых, уже этим стоять на ряд выше всех остальных. Однако ж настоящая любовь к Лермонтову проснулась во мне всего пару лет назад, когда я решила перечитать «Герой нашего времени», а затем потянулись и другие его произведения. Параллельно я стала изучать и биографию самого писателя, которая была не менее интересна, при этом находя яркие параллели с его же героем Печориным. Самой, пожалуй, известной темой была история о первой любви Михаила Юрьевича к Екатерине Сушковой. О ней сегодня и хотелось бы рассказать.
Лермонтов, воспитывавшийся неистово обожавшей его бабушкой, получал от жизни только лучшее. Для него подбирались самые образованные преподаватели, воспитанию уделялось самое чуткое внимание, что, несомненно, повлияло на характер будущего писателя. Михаил вырос энергичным, но порой слишком величавым молодым человеком. Он умело сочетал в себе скромность и интеллигентность вместе с бурным нравом и порой излишней капризностью.
Весной 1830 года юный 15-летний Михаил Лермонтов познакомился с приятельницей своей кузины Екатериной Сушковой, которая была старше его почти на три года, и сразу же влюбился. Девушка происходила из знатного рода, ее дед был бывшим Симбирский губернатор. Екатерина обладала привлекательной внешностью и острым умом, отчего вокруг неё все время было большое количество ухажеров, так что юного Лермонтова она всерьёз не воспринимала, а порой и вовсе не замечала. Когда однажды Саша (кузина Лермонтова) сказала ей, как же Лермонтов влюблён в Катю, та возразила, что даже не знает, кто это такой. Возможно, это была лишь игра с ее стороны, чтобы увидеть реакцию молодого человека. Как бы то ни было, Лермонтова это крайне задело. Общение на время прекратилось.
Летом 1830 Лермонтов и Сушкова вновь встретились. Теперь у них завязалось более тесное общение, но ухаживания молодого человека Екатерина продолжала отвергать, аппелируя их разницей в возрасте. Она уже вошла в тот возраст, когда следовало искать подходящую супружескую партию, Михаил же был ещё молод для женитьбы, да и бабушка тогда бы не позволила. Тогда Лермонтов переложил свою чувствую на бумагу и написал цикл стихов о неразделенной любви, который сейчас называют сушковским.
Восемнадцатилетняя Катя называла Мишеля «мой чиновник по особым поручениям» и заставляла его носить свои зонтики и перчатки. Он готов был выполнить любую ее просьбу, лишь бы провести как можно больше времени вместе. Екатерина же открыто насмехалась над ухаживаниями молодого человека и даже подшучивала над ним. Так однажды, зная о неразборчивости Михаила в еде, она предложила ему отведать пирожков, которые были по ее просьбе заранее испечены с начинкой в виде опилок. Лермонтов, поняв, что стал предметом шутки, убежал из-за стола в гневе.
Осенью молодые люди разъехались и не виделись несколько лет.
В 1833 году Сушкова влюбилась в кузена Лермонтова, Алексея Лопухина. Его родные были против этого романа, а Лермонтов разочаровался в девушке, посчитав ее поведение легкомысленным. Кузина Михаила Юрьевича Саша, когда-то их познакомившая, пыталась расстроить грядущий тайный брак Сушковой и Лопухина, рассказав обо всем Лермонтову. Тот включился в интригу из желания отомстить Сушковой за пренебрежение, а заодно спасти друга от брака с женщиной, которую считал опытной кокеткой.
В декабре 1834 года впервые за четыре года Лермонтов и Сушкова вновь встретились. От былых чувств у него не осталось и следа. В своих письмах к друзьям молодой человек отзывался о предмете прежней симпатии как о «летучей мыши, крылья которой цепляются за все, что они встречают». Он язвил и намекал, что знает о ее романе с Лопухиным. Она же не догадывалась, кто рассказал ее секрет и досадовала на болтливость жениха. На одном из балов Лермонтов, изображая искренние чувства, признался Сушковой в любви. Затем он бесцеремонно явился к ней домой и страстно поцеловал ее руку. Он продолжил ухаживания, став теперь настойчивее и увереннее. Сушкова, прежде не воспринимавшая Лермонтова всерьёз, теперь начала испытывать к нему сильную симпатию. С каждой их встречей она все сильнее проникалась пылким молодым человеком.
Лопухин вернулся из отъезда и, не догадываясь о происходящем, тепло встретился с Лермонтовым. Однако Михаил сказал Сушковой, что они общались как враги и даже намекнул на возможность дуэли, от чего девушка пришла в ужас. Лермонтов предложил ей расстаться с женихом, та всерьёз задумалась, поэтому когда Лопухин захотел официально просить ее руки у родственников, она предложила подождать.
Лермонтов продолжил посещать Сушкову, параллельно настраивая родственников Лопухина против неё. На одном из балов Сушкова призналась Лермонтову в ответной любви и пообещала избавиться от жениха, а он в ответ на признание обещал жениться на ней.
Екатерину все ещё одолевают сомнения, она не до конца доверяет Лермонтову, но чувствует себя счастливой рядом с ним. На балу она окончательно прощается с Лопухиным и получает от Лермонтова кольцо. Затем же он начинает отваживать ее от себя. Своей кузине он пишет, что стал более холоден с ней после того, как достиг желаемого, при этом наедине с ней оставаясь нежным, чтобы она все сильнее его любила. Когда она стала это замечать, он решил вести себя ещё грубее, общаться с другими девушками, отчего Сушкова не знала, как себя вести.
Девушка начала всюду бранить писателя, затем попыталась его вернуть, рассказывая всем знакомым, как любит его. Лермонтов добился своего, поэтому теперь хотел расстроить их отношения. Он написал анонимное письмо, в котором говорил гадости о самом себе. После Лермонтов неоднократно пытался попасть в гости к Сушковой, но напрасно: она под домашним арестом.
Как-то Лермонтов и Сушкова все же встречаются на балу. Он холоден к ней и говорит, что не может любить на расстоянии. Уже при скудеющей встрече он даёт ей понять, что между ними все кончено.
Он описывает все произошедшие события в письме к кузине, а потом берет их как основу сюжета «Княгини Лиговской». Сушкова находит письмо у подруги и понимает, что все изначально было лишь местью за отвергнутую изначально любовь. Она выходит замуж за своего давнего ухажера Хвостова, причём Лермонтов присутствует на свадьбе. По одной версии, он хотел быть шафером, но ему отказали, по другой-его просили, но он отказался. На празднестве он то от плакал, то от дерзил.
Уже после смерти Сушковой были опубликованы ее «Записки», где самое большое внимание уделялось, конечно же, Лермонтову. Писала она их после гибели поэта, так что часть описанных там событий почти наверняка была изменена в ее пользу.