Найти тему
Илья Duke

Почему татаро - монголы не уничтожили Русь после нашествия Батыя

Татаро-монгольское нашествие на Русь началось в 1237 году с вторжения хана Батыя (по монгольски - Бату хан) в рязанские земли, а завершилось в 1242 году. Результатом этих событий стало попадание большей части Руси в зависимость от Золотой Орды - так называемое почти двухвековое Монголо - татарское иго.

Однако, при этом Русь сохранила свою государственность и территориальную целостность. Кто изучал другие завоевания совершенные монголами не может не обратить внимание на то, что завоевав например Северный Китай или Хорезм, монголы полностью подчинили себе эти земли и даже создали впоследствии свои династии - династия Юань в Северном Китае и династия Хулагуидов на месте древнего Хорезма. На территориях где когда то кочевали половцы возникла Золотая Орда - так называемый Улус Джучи, названный по имени старшего сына Чингизхана и отца Батыя, которому были отданы на завоевание эти земли. Многие мелкие кочевые народы были полностью ассимилированы монголами, а те что отказались покориться - уничтожены.

Хан Батый на троне Золотой Орды
Хан Батый на троне Золотой Орды

Как же так произошло, что монголы не подчинили себе полностью Русь, позволили ей сохранить государственность, а выдаваемый ханом ярлык на великое княжение наоборот укреплял власть Великого князя Владимирского?

Важную роль во - первых сыграло то, что большая часть Руси в те времена там была покрыта лесами. Монголам, ведшим кочевой образ жизни, там было неуютно. Не было простора степей, мало пищи для коней. Армия Батыя во время нашествия например вообще вынуждена была значительную часть пути передвигаться по руслам замерзших рек. Монголы не привыкли действовать в малоизвестных им лесах, чем и объясняется успех легендарного Евпатия Коловрата по сути организовавшего партизанскую войну против войска Батыя.

Евпатий Коловрат на старинной гравюре
Евпатий Коловрат на старинной гравюре

Однако, изначально попытки создать свою администрацию монголы предприняли. Был создан институт баскаков - наместников в любом городе и при любом князе. Такой наместник вел учет количества дворов в деревнях, жителей городов и определял величину дани. Но по сути это были обычные грабители, которым всегда было мало, они могли отнять последнее, забрать в рабство любого человека, сделать любую понравившуюся девушку своей наложницей. Неповиновение грозило разорением целых сел или даже городов и массовым угоном в рабство их населения.

Картина худ. Иванова Баскак.
Картина худ. Иванова Баскак.

Тем, что подобное унизительное положение продлилось недолго Русь обязана прежде всего Александру Невскому. Как известно, ему необходимо было лично прибыть к монгольскому хану для получения ярлыка на княжение.

Александр Невский
Александр Невский

Хан Батый слыл жестоким и вспыльчивым правителем. Например он однажды вызвал к себе в Сарай ревностного христианина князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Он отправился в ханскую столицу со своим племянником Борисом и великим боярином Федором. Перед шатром Батыя монгольские шаманы стали принуждать православных русичей пройти сквозь огонь костра и поклониться как гласит летопись «кусту и солнцю» - т.е. выполнить монгольский обряд очищения перед тем как предстать перед ханом. Князь Михаил и боярин Федор отказались исполнить «поганский» обряд, хотя многие русские уговаривали их послушаться ханских слуг, зная лютый нрав хана. Увидев, что русский князь и его боярин твердо отказываются исполнить требования шаманов, ханские телохранители набросились на них. Они стали дословно как говорится в летописи: «бить князя по сердцу и пинать пятами», а затем зарезали обоих. И таких случаев было немало.

Убийство князя Михаила Черниговского
Убийство князя Михаила Черниговского

Александру Невскому нужно было с одной стороны не вызвать гнев хана, но с другой стороны при этом не уронить достоинство. Ему любой ценой было необходимо наладить отношения с Батыем. В случае договоренности с ханом князь Александр Ярославич мог бы усилить охрану псковских и новгородских границ с Ливонией и Литвой откуда Руси грозили западные недруги. Новгородский князь твердо решил придерживаться мирной политики с монголо-татарскими ханами. Так что первый прием у хана для него был очень важен.

Посол Римского Папы Иннокентия IV Джованни ди Плано Карпини вот так описывает ставку хана Золотой Орды:

«Батый живет великолепно... У него привратники и всякие чиновники, как у императора, а сидит он на высоком месте, как будто на престоле, с одной из своих жен. Все же прочие, как братья его и сыновья, так и другие вельможи, сидят ниже посредине, на скамье, а остальные люди за ними на полу, мужчины с правой, а женщины с левой стороны. У дверей шатра ставят стол, а на него питье в золотых и серебряных чашах. Батый и все татарские князья, а особенно в собрании, не пьют иначе, как при звуке песен или струнных инструментов. Когда же выезжает, то всегда над головой его носят щит от солнца или шатер на коне. Так делают все татарские знатные князья и их жены. Сам Батый очень ласков к своим людям; но все же они чрезвычайно боятся его. В сражениях он весьма свиреп, а на войне хитер и лукав, потому что воевал очень много».

По приезду в столицу Золотой Орды - Сарай князь Александр Невский тоже должен был, по обычаю монгол, пройти сквозь очистительный огонь двух костров и поклониться монгольским святыням, прежде чем вступить в шатер хана Батыя. Отказ от него грозил тем же, что случилось с князем Михаилом - т.е. смертью.

Александр отказался со всей твердостью поклониться монгольским идолам. Ханским слугам он сказал дословно: «Не подобает ми, христианину сущу, кланятися твари, кроме Бога; но поклонитеся Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море, и вся, яже в них суть».

Ханские чиновники поспешили сообщить Батыю о неповиновении русского князя, а тот остался в ожидании гордо стоять у горящих костров. Трудно сказать почему, но властитель Золотой Орды решил не подвергать унизительному для православного человека обряду Александра Невского и принять его у себя. Возможно им двигало любопытство и он захотел посмотреть на гордого русича, который, зная что случилось здесь с его предшественниками, все равно не покорился обычаю.

К ханскому шатру новгородский князь шел мимо костров под удивленными взглядами ханских телохранителей. У самого шатра ханские телохранители тщательно обыскали гостя, ища в его одежде спрятанное оружие - все вассалы хана, а таковыми считались и русские князья, не могли иметь оружие в его присутствии. Только после этого секретарь хана торжественно провозгласил имя князя и велел войти, не наступая на порог, через восточные двери шатра, потому что через западные входил лишь сам хан.

Войдя в просторный шатер, князь Александр Ярославич подошел к Батыю, который сидел на столе из слоновой кости, украшенном золотыми листьями, поклонился ему по монгольскому обычаю - четырехкратно пал на колени, простираясь потом по земле. После этого русский князь сказал властелину Золотой Орды слова приветствия.

Хан Батый спросил Александра Невского: «Почему ты, князь, не боясь смерти, отказался выполнить наши обряды?»

«Великий хан, — отвечал русский князь-воитель, — в нашем Святом писании говорится: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне ( т.е. богатству, стяжательству)».

Александр Невский на приеме у хана
Александр Невский на приеме у хана

Закончив такую речь, князь Александр Ярославич поклонился хану Батыю и продолжил: «Я поклоняюсь тебе, потому что ты человек и царь, но твари кланяться не стану. И Священный Воитель (так монголы часто звали Чингисхана после его смерти) в своих законах признавал веру иноплеменников, мы же получаем православие с рождения от предков наших и вопрошаем: не кто ты по крови, а как веруешь? Но знаем и другое, что у Всевышнего все веры равны. И русские люди, живущие совместно с другими народами, силой не заставляют менять их верования».

«Да, князь, — молвил изумленный смелой речью русского полководца хан Батый, — ты знаешь монгольские законы. В наших улусах поклоняются многим идолам, но и у монголов есть единый добрый верховный Бог (монголы поклонялись вечному синему небу - Тенгри). Он, и только он, охраняет нас от всяких несчастий».

Хан Батый после такого разговора с русским князем-данником решил простить его и принял его поразительно милостиво, что не может не удивлять. Здесь видимо проявился характер хана, который сам был воином и уважал подобных себе.

Например тот же хан Батый, приказавший умертвить князя Михаила Черниговского, неожиданно для всех помиловал киевского посадника Димитрия, захваченного в плен раненым после взятия Киева. Как было сказано в древнерусской летописи: «мужества его ради». По легенде, выживших воинов Евпатия Коловрата он также отпустил, пораженный их мужеством и стойкостью.

Александр Невский уже тогда прославил себя как победитель шведов и тевтонцев и эта слава безусловно дошла и до хана Золотой Орды.

Мужество и прямота суждений князя Александра Ярославича изумили не только самого хана Батыя, но и его родственников и ближайшее окружение. Старший сын хана Сартак пожелал стать названным братом русскому князю-ратоборцу.

 Александр Невский и хан Сартак в Орде худ. Филипп Москвитин 2002 год.
Александр Невский и хан Сартак в Орде худ. Филипп Москвитин 2002 год.

Долго прожив среди монголов (поездка Александра Невского в Сарай, а потом в Каракорум длилась более трех лет), Александр Невский заметил, что монголы предпочитали бы оставаться жителями бескрайних степей, в лесах им не комфортно, а главным для них является стабильное получение дани и Русь вполне может жить и копить силы если не будет лишний раз раздражать монголов. Также он заметил, что монголы обожают богатые подарки и таким образом можно легко расположить к себе всю монгольскую знать (одного расположения хана было мало - всегда среди приближенных были те кто нашептывая ему на ухо мог так или иначе влиять на его мнение). По всей видимости, пользуясь проявленной благосклонностью и уважением к нему со стороны монгольского правителя, Алексакндру Невскому удалось убедить повелителя орды, что Великий князь на Руси, имеющий полученный от хана ярлык на княжение и получивший тем самым неограниченную власть над более мелкими князьями, будет более эффективно собирать дань и держать в подчинении русские земли. По сути, благодаря Александру Невскому, при дальнейшем правлении Батыя, а после его смерти - хана Сартака, с которым Александр подружился, образовался своеобразный союз Руси и Золотой Орды. Русь даже выставляла свои полки для войн, которые вела орда с другими государствами, и получала свою долю военной добычи. Многие монголы крестились в православие, в Сарае была создана православная община.

Все изменилось при хане Узбеке, который сделал ислам государственной религией в орде и Русь, православные граждане которой начали считаться неверными, опять оказалась под угрозой. Здесь положение спас московский князь Иван Калита - внук Александра Невского.

Московский князь и Великий князь Владимирский Иван Калита
Московский князь и Великий князь Владимирский Иван Калита

Богатыми подарками и стабильно выплачивая большую дань, даже больше чем при Александре Невском, он добился расположения хана Узбека и подружился с его сыном - Джанибеком, который после смерти Узбека также стал ханом. Хозяйственный Иван Калита унаследовал свой характер от отца - князя Данилы Александровича (младшего сына Александра Невского), который будучи первым московским удельным князем, превратил Москву из мелкого городка в столицу полноценного княжества. Вместо того, чтобы вести разорительные войны, он вплотную занимался хозяйством, сам вникал во все дела, а за счет увеличивающейся казны покупал у хана ярлыки на мелкие княжества где прямой род князей либо прервался либо было слишком много разных претендентов. За свою хозяйственность он и получил прозвище "калита" - так называли в те времена хозяйственную сумку.

Сын Ивана Калиты - князь Симеон Гордый продолжил политику отца. Иван Калита в детстве часто брал его с собой в поездки в Орду и представил как хану Узбеку так и познакомил с его сыном - Джанибеком и научил как ладить с ордынской знатью.

Московский князь и Великий князь Владимирский Симеон Гордый
Московский князь и Великий князь Владимирский Симеон Гордый

Благодаря такой политике, в то время как в Золотой Орде началась длительная гражданская война после убийства хана Джанибека своим сыном Бердибеком, Русь восстанавливала свои силы. Московское княжество, князья которого почти постоянно владели ханским ярлыком на Великое княжение во Владимире, росло и развивалось и к началу похода Мамая на Русь смогло объединить силы русских князей и дать ему отпор.

В чем была опасность вторжения Мамая я уже рассказывал в одной из предыдущих статей:

https://zen.yandex.ru/media/id/602111159966a838711acd02/kulikovskaia-bitva-pochemu-nashe-predstavlenie-o-nei-chasto-neverno-i-v-chem-ee-istinnoe-znachenie-6090f4a7b8f34b04d237fa54

Эта победа была очень важна и именно мудрость русских князей грамотно выстроивших отношения с Золотой Ордой ей поспособствовала.