8 сентября 1380 года произошло крупное сражение между объединенным русским войском под командованием Великого князя Владимирского и князя Московского Дмитрия Ивановича (Дмитрия Донского) и многонациональным войском под предводительством Мамая, на тот момент контролировавшего западную часть Золотой Орды, завершившееся полной победой русского войска.
Большинство считает это сражение символом окончания монголо - татарского ига и победой Руси над Золотой ордой. Однако это в корне неверно, а значение битвы совсем в другом. Рассказываю по порядку:
Почему Куликовская битва не является победой Руси над Золотой ордой
Не все знают, но Мамай по факту не являлся ханом Золотой орды, он не имел никаких прав на престол т.к. не был потомком Чингис - хана, а только они имели право по закону на власть в орде. Более того, по родословной Мамай даже не являлся монголом, он был князем половецких кровей и его родовые земли были в Крыму. По сути, он был узурпатором, правившим от имени марионеточных номинальных правителей-чингизидов и формально носил титул беклербек, который примерно по смыслу означал должность премьер-министра. Контролируемая им территория не была равна всей области принадлежавшей Золотой орде. На востоке, на левом берегу Волги правил хан Тохтамыш, который как раз являлся прямым потомком Чингис-хана и имел законные права на престол. Власть Мамая держалась просто на военной силе и после поражения в Куликовской битве, когда она ослабла - большая часть сторонников Мамая просто перешла к Тохтамышу как к законному хану. Т.е. победу в Куликовском сражении победой именно над Золотой ордой считать не совсем корректно.
Почему Куликовскую битву нельзя считать концом монголо - татарского ига.
Опять таки, мало кто знает, но буквально два года спустя, придя к власти, хан Тохтамыш в 1382 году предпринял набег на Москву и захватил ее обманом при помощи перешедших на его сторону Суздальских князей. И хотя отряды Тохтамыша, попытавшиеся углубиться дальше в русские земли и грабить их, были разбиты, Московское княжество все равно вынуждено было выплатить Тохтамышу дань и признать его власть. Позже, уже при сыне Дмитрия Донского - Василии I, ордынское войско под предводительством Едигея также вторглось в пределы государства и осадило Москву (правда не смогло ее взять в этот раз), но опять таки получило солидную дань. Т.е. успешные ордынские походы на Русь и выплата дани в последствии не прекратились. Победой над ордой и переломным моментом на самом деле является так называемое Стояние на Угре - противостояние русских и ордынский войск в 1480 году при царе Иване III в результате которого ордынское войско так и не напав вынуждено было отступить, т.к. было не готово к столь организованному отпору русских и не подготовилось к длительным военным действиям.
В чем же истинное значение Куликовской битвы?
Как известно, Мамай вел отношения с Генуей, которая имела свои города в Крыму. От генуэзцев Мамай получил как финансовую так и военную помощь - генуэзцы предоставили ему свою тяжелую латную пехоту, а также наемников. Откуда такая щедрость? Мамаю этот поход нужен был для того, чтобы укрепить свой авторитет, разграбить русские земли и в дальнейшем, за счет возросшей власти и финансовых возможностей, противостоять Тохтамышу, который стремился отнять у него власть и вновь объединить Золотую орду. В чем тут интерес Генуэзцев, зачем они ему помогали? Они имели стремление вести беспошлинную торговлю как на Москве, так и во всех русских землях, а при удачном раскладе вообще организовать свои торговые посты, дабы без посредников самим торговать с северными и сибирскими народами пушниной, очень ценившимся тогда "рыбьим зубом" - клыками моржа, а также другими богатствами нашего севера. Одним из лидеров генуэзцев в этом предприятии был некий Николо Маттеи (на Москве его имя было переиначено на русский лад и в летописях он упоминается как купец - Некомат). Он, заручившись поддержкой знати Генуи (Генуя как и Венеция была республикой и управлялась советом из наиболее богатых граждан), добился ее участия в походе Мамая. Также свои интересы тут были и у католической церкви, все время стремившейся тем или иным способом распространить свое влияние на Русь. По некоторым сведениям Папа Римский хоть и не впрямую, а через Генуэзцев, также спонсировал поход Мамая и даже направил в его стан своего эмиссара, который вместе с Генуэзцами и склонил Мамая к походу на Русь. Самому Мамаю в этом походе не было неотложной нужды, гораздо большую опасность для него представлял Тохтамыш, а русские князья были готовы выплатить дань, дабы Мамай не шел на Русь. То, что он все равно напал, даже несмотря на попытки мирных переговоров с обещанием солидной дани и имея более опасного противника в лице Тохтамыша - о многом говорит. Скорее всего, Генуэзцы склоняя Мамая к походу на Москву, обещали ему также и помощь против Тохтамыша в последствии. Таким образом, поход Мамая - был не просто очередным ордынским нашествием, как думают многие, а по сути еще и крестовым походом, с помощью которого католики чужими руками желали установить свой контроль над русскими землями, а заодно превратить их в свою колонию.
Победа над Мамаем - это не победа над Золотой ордой, а победа над происками Запада, позволившая сохранить русскую государственность, культуру и экономическую независимость, а заодно отразить разорительный набег кочевников, руками которых Запад стремился ослабить и в конечном итоге сокрушить нашу страну.
Судьба же Мамая незавидна. После того, как большая часть его сторонников перешла к законному хану - Тохтамышу, он бежал к своим союзникам - Генуэзцам в их город-крепость Кафу в Крыму. Но западные союзники как и во многих других случаях показали свое истинное лицо. После поражения Мамай стал им не нужен и они просто отрубили ему голову и отправили её в подарок Тохтамышу, в знак дружбы и желания вести с ним дела. Этот случай стоит помнить всем тем, кто считает, что запад их друг и надежный союзник.
В моей следующей статье:
Еще один малоизвестный факт о Куликовской битве.