Стандарты в образовании — не абсолютное благо. Без них нельзя, но только с ними ужасно. Однообразие убивает фантазию и творческое мышление. Как-то один топ-менеджер серьезной компании из военно-промышленного комплекса, где вроде бы нужны лишь точность и строгие протоколы, сказал во время интервью, что ему не обязательно требуются «краснодипломники». Он опасается, что среди них избыток слишком «правильных» людей. У них нет здоровой дозы технического хулиганства, а военные заказы часто требуют сложных решений, которые, находясь в рамках шаблона, не выдумаешь.
Многие педагоги давно это поняли. Еще Рабле в XVI веке высмеивал беспощадную зубрежку. Достаточно почитать его знаменитый «Гаргантюа и Пантагрюэль». А в прошлом веке знаменитая Мария Монтессори создала методику, по которой работает весь мир. Она замечательно соединила стандартизацию и творческий подход с опорой на естественные свойства детского характера. Конечно, и у нее есть недостатки. Но Монтессори намного интереснее скучных методик, когда нужно механически повторять за учителем и зубрить, зубрить... Во многом работа с маленькими детьми в ее методике связана с особой организацией пространства.
На это сейчас делают акцент создатели необычных школ по всему миру. Образовательная среда — это не только книги, которые ты читаешь, не только люди, которые тебя окружают. Это и стены, в которых ты находишься.
В Токио в 2007 году построили нечто вроде младшей школы и детского сада с весьма необычным устройством. Tezuka Architects сделала его в виде круга с внешними стеклянными стенами и крышей, по которой детям можно бегать. В целом получилось пространство с внешней охранной границей, но с отсутствием границ внутренних. Такая ойкумена для детей. Мегаполис в мегаполисе. Создатели заведения считают, что детям нужна здоровая микродоза опасности. Это стимулирует развитие. Кстати, в репортажах об этой школе (лучше все же назвать ее детсадом) говорится, что воспитанники более атлетичны, чем сверстники.
Дети зданием и созданной средой довольны. Так что иногда не надо бояться экспериментов. Тревога за чадо всегда должна быть в разумных пределах.
«...Тревожиться — нормально. Страх за ребенка — признак ответственности, серьезного отношения к делу. Разве при рождении ребенка мы боимся меньше? К счастью, в процессе беременности невозможно „просто передумать“, а то человечество, пожалуй, уже давно бы вымерло...» — считает известный психолог Людмила Петрановская.
С архипелага в Японском море переносимся на близкую нам Балтику. В Стокгольме есть школа Vittra School Telefonplan. Потрясающие «дизайнерские» интерьеры со шведским вкусом. Там умеют сделать удобно и без лишнего пафоса. Ощущение, знакомое многие по товарам IKEA. В школе Vittra тоже сделана ставка на особую организацию пространства, которое помогает учиться и развиваться. Посмотрите на фото ниже и убедитесь сами.
Выше мы говорили о богатых странах. Оба проекта вряд ли можно считать бюджетными. Но есть интересные решения и в менее благополучных государствах. Например, в Нигерии создали плавающую школу «Макоко». Она находится в одноименном районе. Это бедный квартал, в основном состоящий из плавучих конструкций.
К сожалению, все имеет свое начало и свой конец, но она была прекрасна и хорошо подходила под местный климат, а главное, была недорогой и удобной. Ниже есть схема этого замечательного проекта.
Из чертежа видно, что на этой платформе смогли сделать и игровую площадку, и классные комнаты. Все это с естественной вентиляцией и системой сбора дождевой воды. В Африке это ценность. Кстати, копию этой школы построили в Венеции.
«Каб любіць Беларусь нашу мілую, трэба ў розных краях пабываць...» Возвращаемся в Минск, точнее в Минский район. Здесь тоже есть один интересный проект. Школа находится на балансе государства, но создана частной компанией (группа А-100).
На фасаде — уникальное панно на металле (перфорация). Леонардо да Винчи, братья Райт, Юрий Гагарин. Экспресс-история история авиации и космонавтики. Квартал возводят там, где был аэродром. Архитекторы постарались оставить об этом память.
В мире еще много интересных проектов. Жаль, что большинство из нас учились в типовых школах...