Знаете, кто на самом деле водрузил красное знамя над Рейхстагом? Конечно, скажете вы, Егоров и Кантария, кто же еще. На самом деле это так, да не совсем так. Егоров и Кантария там действительно были, но были они там не одни и далеко не первые. Кто был еще, а главное – кто был до них? Об этом я и хочу рассказать сегодня. Дело в том, что однажды, во время нашей поездки в Смоленск, о которой можете почитать по этой ссылке, довольно интересное путешествие получилось, мы случайно обнаружили захоронение одного из участников вышеупомянутого события – сержанта Егорова. Честно сказать, к своему стыду, я не знал, что он уроженец Смоленска. Поэтому и решил изучить эту тему подробнее.
Апрель-май 1945 года, наши войска максимально приближают Победу и окончание Второй мировой войны в целом. Идет штурм Берлина и основной целью выбран Рейхстаг, это типа Кремль по нашему. На него необходимо установить красное знамя, тем самым символизировав окончательную Победу, несмотря на оставшиеся небольшие очаги сопротивления. На штурм Рейхстага было послано несколько штурмовых групп, соответственно, было несколько Знамен (да, оно было не одно). Был там и мой дед, кстати, о котором я писал вот по этой ссылке, как он чуть не погиб 9 мая 1945 года. До сих пор остается спорным вопрос, кто же первый водрузил Знамя Победы над Рейхстагом, но об этом мы поговорим в следующих статьях, а пока о том, что известно всему миру. А именно вот эта фотография.
При возникновении словосочетания «Знамя Победы» у всех на ум сразу приходит «Рейхстаг, Егоров и Кантария». Но, посмотрите на фото выше. Да, это купол Рейхстага. Да, там Егоров и Кантария водружают Знамя. Но, посмотрите внимательно, ничего не замечаете? Вот именно, есть с ними еще и третий человек. Так почему же мы о нем никогда не вспоминаем? Более того, мало кто в принципе знает, кто это вообще такой? Вот о нем мы сегодня и поговорим.
Знамен Победы изначально было девять, соответственно и групп бойцов столько же. Одной из таких групп и руководил лейтенант Берест. Мощный коренастый мужчина на плечах поднимал Егорова и Кантария между этажами, все выше к куполу, когда от взрыва рухнул лестничный пролет. Затем именно он первым вышел на купол, дабы проверить безопасность окружающей обстановки. Привязав Знамя к ноге коня, убедившись в безопасности, дал команду бойцам подниматься и крепить Знамя. Дальше вы все знаете. Егоров и Кантария получили звание Героев Советского Союза, Берест не получил ничего. Почему так?
Помимо водружения Знамени, лейтенант Берест участвовал в переговорах в форме полковника. Немецкие офицеры засели в бункере и не хотели сдаваться, сказали, что будут общаться только с одним из высших воинских рангов. Послали Береста, одев в форму полковника, потому как тот умел держаться с достоинством. Зайдя в бункер, один из немцев моментально выстрелил в него. Повезло, прошил насквозь фуражку. В итоге немцы сдались. За эти нелегкие переговоры его тоже миновала награда. Говорят, что именно из-за этого случая, когда лейтенант переоделся и представился полковником, его потом и лишили заслуженного признания.
Когда в 1946 году подали списки на награждение Героями Союза всех, причастных к водружению Знамени, то из списка была вычеркнута только фамилия Береста. Почему так? Говорят, Жуков сильно не любил политруков, коим являлся Берест. Возможно, это совпадение, но, опять же, как один из вариантов.
Берест был довольно прямым человеком, со стальным характером, говорил то что думает, а таких никто особо не любил, будь хоть трижды герой. Тем более он особо не скрывал то, что его незаслуженно, за прямой характер и острый язык лишили награды героя. После службы его отправили подальше, в одну из станиц, где его поставили начальником кинофикации. Вышло так, что кассирша в кинотеатре, подведомственном ему, знатно проворовалась. Тут же вечером нагрянула проверка, всю вину свалили на Береста, его арестовали.
На допросе следователь проигнорировал все боевые заслуги ветерана и стал утверждать что тот и на войне-то не был, не то что в Берлине, да и вообще стоит тщательно проверить, чем он занимался, пока остальные погибали на фронте. Боевой офицер, бравший Берлин, шедший под пули и лишенный всех наград, не выдержал и выкинул следователя в окно прямо с креслом. В итоге ему дали десять лет. Спустя тридцать лет, следователь признался, что ему пришел приказ сверху посадить Береста. Никто не хотел менять историю и этот вспыльчивый лейтенант был не к чему, страна уже знала своих героев и Бересту среди них не было места.
После освобождения Берест прожил недолгую, но счастливую жизнь в кругу семьи. Вернулся в родной Ростов, устроился на завод. Жил, работал, о войне, а тем более о Берлине рассказывать особо не хотел, тем более хвастаться и выбивать себе награды. Звание Героя его после тюрьмы, естественно миновало окончательно. В один из дней, накануне дня рождения жены, Берест вел внука в садик, как вдруг увидел, что на рельсы упала маленькая девочка, прямо перед приближающимся поездом. Спрыгнув вниз, он оттолкнул девочку, но сам спастись не успел. Герой по жизни, погиб геройской смертью. Его никогда не приглашали в Москву на Парад Победы, он никогда не получал правительственных поздравлений. В День Победы его часто навещал бывший комбат Неустроев, лично отправлявший его старшим на купол Рейхстага вместе с Егоровым и Кантария. Неустроев пытался отдать ему свою звезду Героя, но Берест вежливо отказывался. Спустя столько лет, фамилия Береста до сих пор нигде не упоминается, ему долгое время не было даже памятника, пока ростовчане не скинулись сами и не сделали его.
Фамилии героя до сих пор нет среди штурмовавших Рейхстаг, звание Героя он так и не получил. Что интересно, даже в радикально настроенной Украине, Береста, как уроженца этой страны, по крайней мере раньше, чтили и помнили и звание Героя Украины ему присвоили, а у нас как-то совсем его забыли. Разве думал он, штурмуя Рейхстаг, что будет вот так, спустя столько лет? Неправильно это все, я считаю, вот так мы чтим своих героев, на самом деле…
#saturdaytrip #берлин #рейхстаг #великая победа #егоров и кантария #1941-1945 #лейтенант берест #германия и ссср #день победы #маршал жуков