Горькое послевкусие от посещения Новой Ладоги оказалось удивительно стойким: Баржа 752 не дает мне покоя. Прочитано, просмотрено, критически осмыслено многое и не все...
Ужас, боль, удивление, вопросы, вопросы – все стадии шока…
Был великий соблазн рассказать здесь историю той табуированной когда-то трагедии в деталях. Но такие рассказы уже есть: воспоминания выживших и их потомков, недавние очерки профессиональных журналистов. А полной картины все равно нет!.. Почему? Не потому ли, что блокада Ленинграда – тема сакральная и болезненная даже сегодня, спустя столько лет? Не потому ли, что неприятные моменты своей истории человеку свойственно блокировать в памяти?
Почему мы так боимся полноты? Ведь мы становимся цельными, когда признаем и принимаем весь свой опыт, весь – без купюр?..
Ни один военачальник, отвечавший за оборону Ленинграда, не упомянул в своих мемуарах Баржу 752. Ее не было в официальных сводках потерь, о ней молчали военкоры...
А ленинградцы и ладожане знали и помнили. Каждый сентябрь все эти годы на Ладогу ехали и едут люди, чтобы всмотреться в светлые воды Ладоги и молча помянуть своих родных.
Только в 2004 году были рассекречены соответствующие архивы: открылись шлюзы.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г. Действующей оставалась одна веточка железнодорожных путей с Финляндского вокзала до тупиковой станции Ладожское озеро. Эвакуация людей и оборудования продолжалась по этой ветке, дальше водный путь по Ладоге на Большую землю. Каков был этот водный путь?
Первая успешная переправа на барже от Осиновецкого маяка по озеру до Новой Ладоги состоялась 12 сентября, вывезли обратным рейсом детей. Буксир «Орел», капитан И.Д. Ерофеев. Уже это само по себе подвиг. Запомните это имя.
Практически навигация открыта: Дорога Жизни, так назовут ее ленинградцы.
16 сентября на деревянную Баржу 752 погрузилось, по разным оценкам, от 1200 до 1700 человек, плюс техника. Списки при погрузке не велись, торопились. В основном переправлялись молодые, здоровые люди: курсанты высших военно-морских заведений, преподаватели училищ и члены их семей. Была большая группа медиков - выпускников Военно-морской медицинской академии (около 180 человек), среди них много женщин-военврачей и фельдшеров. Все следовали к новому месту службы или учебы. Были среди эвакуируемых и семьи с детьми, но детей в таких случаях никто не считал. То есть реальные цифры людей на барже были выше, выше...
Баржа старая, потрёпанная летами, волнами и грузом: заклепки так и летят... На ремонт времени нет. Ещё мешки перевозить - куда ни шло, а люди?
Капитан буксира «Орел» - Иван Дмитриевич Ерофеев - местный, лучший капитан на Ладоге до войны, знает здесь каждую отмель и переменчивый характер Ладоги. Он пытается убедить военное командование, что опасно, что столько людей ему не перевезти… Но приказ.
Расстояние преодолеть всего-то в 100 км, расчётное время в пути 14-18 часов. Потому что один буксир и неподъемная баржа…
И тут появляются роковые вопросы, на которые есть, увы, условные метаответы: Война…, Кадры, Идеология.
Что же произошло той ночью 16-17 сентября 1941:
· Перегруз баржи, минимум в три раза. Один буксир ‘Орёл’ 1904 года выпуска тянет на тросе эту ношу.
· «Караван» вышел около 23 часов 16 сентября без сопровождения. Корабль сопровождения был не готов к одновременному выходу и должен был нагнать баржу в пути, согласно Приказу. …Корабль пришел в Новую Ладогу, так и не встретив баржу.
· Прикрытия не было никакого: ни авиации, ни ПВО.
· На барже НЕ было шлюпок, плотов, жилетов и пр. Были только трюмы.
· Через пару часов после выхода на озере-море разыгрался нешуточный шторм: 7-8-9 баллов!.. Баржа, не выдержав, дает течь и потом тонет на рассвете, сложившись, как карточный домик.
· Буксир «Орел» беспомощно качается на волнах и с ночи неустанно передает в эфир открытый сигнал SOS… Сигнал принимают в Ленинграде, Новой Ладоге, Лодейном поле и …немцы на берегу.
Люди надеются на помощь. А откуда может прийти помощь? Ночь и шторм. Берега не видно.
На волнах качаются бревна, щиты, канистры – а на них люди… Только перемешанная штормом вода - 4 – 9 градусов - не оставляет никаких надежд.
В довершение, утром прилетают фашистские самолеты и поливают всех и все пулеметным огнем.
· Команда «Орла» из винтовок (!) стреляет по немецким самолетам… Матросы буксира отчаянно бросают концы и буквально из пучины поднимают на борт более 200 человек (есть цифра 216).
В основном спаслись курсанты. Девушки-женщины, старики и дети не доплыли до буксира или не смогли поймать конец…
Здесь все-таки не удержусь от одной детали. Человеческой. Помощник капитана «Орла» Ларшин В.Н. потерял той ночью несколько пальцев левой руки… Так тянули концы.
Далее путь на Новую Ладогу. За подмогой. Прибыли около 16 часов и обратно. Трагедия всколыхнула город, все уже знали-понимали, что произошло. Все, кто мог, вышли в ещё неспокойное море-озеро в квадрат поиска.
Наш крошечный самолёт-разведчик МБР (вот такая была тогда авиация на Ладоге) беспомощно кружил над озером, возвращаясь к каравану несколько раз…На лодках не сразу поняли, что он так ‘ведет’ их, спасателей, к месту трагедии…
Добрались. Никого. Только старые брёвна качаются на волнах, да вещмешки пулеметчиков.
И вот еще что. Неподалеку в ту ночь была канлодка «Селемджа». Она почему-то не спешила на помощь тонущим с баржи. Почему?
Трудно однозначно ответить. Говорят, там был очень «осторожный» капитан. Потом канонерская лодка, она же буксир, имела другой приказ.
А еще она только что потеряла в шторме в этом квадрате ‘свою’ баржу с 460 курсантами на борту. Баржа шла встречным курсом из Новой Ладоги в Ленинград. Два батальона пулеметчиков… Все погибли. Но их имена были в списках батальонов. Хотя бы не безвестие…
В конце концов канлодку приказом старшего офицера с буксира «Орел» заставили идти спасать тонущих. Командой было поднято на борт 24 человека. Потому что было уже слишком поздно...
В 1942 был трибунал, где допрашивался командир «Селемджи». Больших наказаний не последовало. Командир канлодки прошел потом всю войну, ушел в отставку контр-адмиралом. Наверное, он был хорошим моряком. Только близкие тех, что с баржи 752, до сих пор не понимают это: «как???» и бессильно сжимают кулаки.
А 17-18 сентября матери тех, что должны были 16 сентября переправляться через Ладогу, бежали в безумии со всего Ленинграда на Литейный мост: не отдала ли Ладога Неве тела их мальчиков?..
Ладога выбросила тела своих жертв на берег, как раз там, где сегодня возведен мемориал «Ладожский курган».
Читая речи выступавших на митинге-памяти у Ладожского кургана, я была сражена одной фразой ветерана: «… жертва баржи 752 была не напрасной, операция все-таки была рентабельной…». Подумалось: ничего себе – рентабельной… Слава Богу, он не экономист…
А потом я вдруг поняла, прав ветеран. Потому что выводы были сделаны:
· Вскоре будет отдельный приказ: не использовать речные баржи для перевозки людей.
· Впредь караваны судов по Ладоге шли только с сопровождением.
· В октябре на берегу были развернуты бригады ПВО.
· Ладожская авиагруппа получила усиление.
· Водный, а потом ледовый путь через Ладогу два года питал изможденный город. Около двух миллионов человек были переправлены через Ладогу (в оба конца).
А трагедию назвали ‘аварией’ и постарались умолчать, засекретив документы на десятилетия… Часть семей погибших вообще не получила похоронки. Кому-то пришли похоронки с ошибками в датах и очень расплывчатыми обстоятельствами гибели. Некоторые погибшие до сих пор числятся «пропавшими без вести при переправе через Ладогу в сентябре 1941».
А близкие и сегодня настойчиво продолжают искать правду о своих родных в архивах. Без сроков давности. Они объединились в поиске. Потому что важно. Важно не только живым.
Помните команду буксира «Орла»? Они за всю войну потом не потеряли ни одной баржи! Команда из 22 человек. А медаль За оборону Ленинграда получили только 9... Капитан баржи Ерофеев в 1942 тоже был представлен к медали. Только не выдержал кто-то из штабных, прочитав Представление. Сегодня есть архивный документ, где слово «медаль» зачеркнуто. Ерофеев И.Д. награжден орденом Красного Знамени. Он умер в 1949 в 48 лет. Такие яростные и честные долго не живут... Похоронен в Новой Ладоге.
Чтим народной памятью и любовью.
~~~~~~
9 мая по Невскому идет Бессмертный полк. Плывет среди него и баннер «Баржа 752». Увидите, склоните головы… «Мы все отмечены. Мы – ленинградцы.» ©️
©️ 2021 Мила Тонбо