Как все-таки хорошо гулять по весеннему Новосибирску! Снег сошёл, солнышко светит, люди повеселели! А самое главное – можно посмотреть то, что зимой было недоступно.
Приятный эффект усиливается тем, что Новосибирск готовится к празднованию Дня Великой Победы. По городу расклеены плакаты с именами фронтовиков. Кажется, что они везде: на остановках, у различных учреждений, например у Новосибирского промышленного колледжа, что расположен на площади Сибиряков-гвардейцев.
Эта площадь примечательна еще тем, что в ее центре стоит внушительный монумент, посвященный Великой Отечественной войне в виде трех штыков. Он мне напомнил Курган Славы близ Минска и стелу в Ганцевичах. Правда, немного обидно, что к монументу нет отдельного пешеходного перехода, а движение на площади весьма интенсивное. Но даже на расстоянии от него веет мощью советских солдат, сломавших хребет страшной армии Третьего Рейха.
В Новосибирске вообще очень много плакатов и памятников ВОВ (о многих я уже писал в прошлых статьях). Не забывают и о гражданской войне. Некоторое время назад, в апреле, мне довелось попасть в Сквер Героев революции (точнее в Сквер памяти павшим в Гражданской войне), куда я хотел очень давно. Кстати, помимо парка, мне повезло погулять по тем местам недалеко от площади Ленина, куда я не заглядывал в прошлые разы. И нашел для себя немало интересного: красивую Никольскую часовню, милую скульптуру «Белый аист», представляющую собой двух влюбленных аистов в гнездышке. Романтика! Кстати, официальное название скульптуры – «Счастье строится». Символично.
А через дорогу от скульптуры находится книжный магазин «КапиталЪ» с явной отсылкой к бессмертному и всегда актуальному труду К. Маркса. Надо отметить, хозяева магазина подошли к имиджу творчески: над входом установлен большой разворот каменной книги с фразами на латыни.
Осмотрев все эти небольшие приятности, я таки попал в сквер. Он меня порадовал и опечалил одновременно. Сквер красивый, даже учитывая его недостаточную «зеленость» после зимы.
Здесь нашли вечный покой депутаты Новониколаевского совета, расстрелянные белоэсерами после мятежа в 1918 г. В братской могиле лежат останки 104 человек. Над ней – каменная рука с большим факелом. Она будто освещает путь в светлое будущее, за которое бились люди, поддержавшие советскую власть. За братской могилой расположено мемориальное панно, символизирующее борьбу революционеров с белогвардейцами. Панно, кстати, в неважном состоянии: рисунок и надписи сильно затерлись.
Что меня сильно удивило, так это то, что до 1971 г. в парке был захоронен прах Адриена Лежена, ветерана Парижской коммуны, жившего в годы Великой Отечественной войны в Новосибирске. Интересный персонаж, кстати. Родился в 1847 г. во французском городе Баньопе. В 24 года участвовал в последних боях Парижской коммуны. Был арестован и осужден на 5 лет. После освобождения вступил в Объединенную социалистическую партию, а в 1922 г. - в Коммунистическую партию Франции. Через 8 лет лет Лежен попросил политического убежища в СССР и таки получил его. На момент смены гражданства ему было 83 года и он заявлял, что остаток жизни хочет прожить в идеальном обществе. До начала Великой Отечественной войны старый французский коммунист жил в европейской части СССР, но в 1941 г. был эвакуирован в Новосибирск. Здесь он скончался в январе 1942 г.
Также здесь находятся памятники ещё 8 революционеров: шесть из них – памятники уже упомянутым депутатам Новониколаевского городского совета (Ф.И. Горбаню, Ф.С. Шмурыгину, Д.М. Полковникову, Ф.П. Серебренникову, А.И. Петухову. В.Р. Романову), а вот два немного выбиваются из этого ряда. Это – памятники партизанскому командиру П.Е. Щетинкину и Евдокии (Дусе) Борисовне Ковальчук. О ней стоит рассказать чуточку подробнее.
Еще один интересный персонаж. Будучи замужем за ярым монархистом Федором Ковальчуком, Дуся была идейной революционеркой. С 1907 г. муж её младшей сестры Александр Петухов (возглавлявший тогда местное отделение РСДРП) вовлек Евдокию в подпольную революционную деятельность. В 1917 г. Дуся вступила в ряды РСДРП, в декабре того же года в Новониколаевске установилась советская власть. Правда, ненадолго. Через полгода, 26 мая 1918 г., советскую власть свергли солдаты восставшего чехословацкого корпуса, а главой города стал адмирал Колчак. Сразу после этих событий Дуся снова ушла в подполье. Но именно она после расстрела депутатов Новониколаевского совета (в том числе Александра Петухова) занималась организацией их похорон.
Деятельность подпольщиков не прекращалась ни на миг, но и контрразведка Колчака очень неплохо работала. В 1919 г. Евдокию арестовали и расстреляли. На момент гибели отважной революционерке было 38 лет. Кстати, точное местоположение могилы Евдокии Борисовны Ковальчук до сих пор неизвестно. Но в память о ней в 1924 г. улица Покровская получила ее имя и носит его до сих пор. Колчак в Новониколаевске оставался недолго: уже в январе 1920 г., при отступлении белогвардейцев, его просто и без затей выдали большевикам белочехи – в обмен на спокойный проход эшелонов до Владивостока. Есть версия, что предатели прихватили с собой и колчаковскую казну (т.н. золото Колчака), якобы обеспечившее Чехословакии безбедное существовании аж до 1938 г., когда из-за последствий Мюнхенского сговора государство просто перестало существовать.
Но вернемся в наши дни. Еще одно место, о котором бы я хотел рассказать – Нарымский сквер. Как-то оказавшись в этом районе по делам, я его мельком осмотрел и мне очень понравилось. Сквер весьма живой: гуляют горожане, мамочки с колясками и детворой, есть пункты проката самокатов, еще чего-то... Видел даже девочку верхом на пони.
Но я бы не был собой, если бы не поинтересовался здешними памятниками. Их тут два: памятник жертвам политических репрессий 1937–1938 гг. и памятник жертвам радиационных катастроф. Памятник жертвам репрессий представляет собой большой мемориальный камень с соответствующей надписью.
А вот жертвам жертвам радиационных катастроф выполнен в виде большого каменного ключа, в нижней части которого символически заперт атом. Композиция чем-то напомнила памятник чернобыльцам в таразском мемориале “Подвиг”. Только там была замочная скважина, а здесь ключ.
Одной стороной Нарымский сквер граничит с улицей Челюскинцев. На этом месте высится красивый Вознесенский собор, который мне очень понравился.
Метрах в 100 от входа в сквер и храма – новосибирский цирк, перед которым установлены красные знамена в честь Дня Победы. Жаль, что убрали здоровенную скульптуру белого медведя, которую мне довелось видеть в марте. Так круто смотрелось!
Кстати, если идти к Нарымскому скверу от станции метро “Красный проспект” не по улице Челюскинцев, а по Красному проспекту и Достоевского, то можно обнаружить симпатичные бронзовые бюсты великим русским писателям: Н.В. Гоголю и Ф.М. Достоевскому.
На сим пока все. Буду дальше знакомиться с джентльменом - Новосибирском и периодически выкладывать записки о нем.