Найти тему
Исторические напёрстки

Поклонение святым реликвиям: что на это Господь говорил?

Оглавление

Не затягивая предисловие, сообщаю: в Священном Писании есть прямой запрет идолопоклонства и почитания икон. Больше, даже предметам, посвященных Господу. А чему можно, вопрос возникает? На протяжении всех Заветов прямо указано: почитать необходимо единого Живого Бога, творца неба и земли. Вторая заповедь без разночтений запрещает верующим идолопоклонство. Божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Читаем то, что выбито было каменных скрижалях Моисея, потом повторено Христом:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исход)
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Матфей и Лука)

Что на это скажет деревенский батюшка или даже великий Илларион из телика? «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для приближения к Творцу».

Логика железная. Господь запретил языческих божков, предложив создать идолов во славу Себя любимого. Однако. Не попахивает ли это… прямым противоречием самой идее смены религиозной формации? Вторая заповедь дает запрет не просто на поклонение идолам иных богов. Почитайте внимательно. Это табу на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Поклонение иным богам Создатель запретил уже первой заповедью Декалога:

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вторая заповедь разъясняет первую? Не смешно. Она говорит о другом. О кумирах и изображениях. Что всё внимание должно принадлежать только Богу, а не кому-либо или чему-либо. Здесь сразу стоит расширить контекст, разобраться с одним термином — «Бог-ревнитель». Говоря о своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет именно так. Ревнитель — это муж. Избранный Им народ — жена: «Творец есть супруг твой».

Включаем бытовую логику, не нужно метафизики лохматить. Из текстов Библии видно, к чему (кому) ревнует Бог. Он, как положено ветхозаветному мужу, одобрит желание своей «жены» поклоняться его фотке? Часть положенной Ему любви отдавать кому или чему-либо? Так до прелюбодеяния недалече, вообще-то.

Обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий «посреднику» передает часть своей любви. То есть, плодит неимоверное количество передаточных ступеней. Второй, третий, четвертый, пятый… и все — лишние. «Святые посредники» уводят от прямого обращения к Творцу. Не являются для верующих безликими «проводниками» к небесному Супругу. Поскольку имеют схематические или прекрасно прорисованные черты, соотносятся с живыми личностями. При этом каждая из мощей воспринимается частью земного тела «заступника».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Мало того, знаменитые иконы имеют имена собственные. Христиане выбирают между двумя иконами — дома и пятью — в храме. Одна считается наиболее полезной или милой сердцу, так устроена примитивная психология. «Любимице» больше молитв, почитания, с неё чаще пыль вытирают. Долгими экспериментами такой путь пройден: вот эта икона не помогла, тот святой не заступился, косточка или зуб не подействовали, паломничество в некую обитель облегчения не принесли…

Но Бог — один, как бы. Целуя иконы и мощи, другие «святые предметы»… что происходит? Грех. В них нет Бога Живого. Верующие это знают прекрасно. Но продолжают прелюбодеяние. Это и вызывает в Ветхом Завете ревность Творца. Мужа.

Листая Книгу.

Дальше идем… Где, простите, есть утверждение или намек на то, что кто-то (кроме Бога) может ответить на молитвы? Она творится «втайне», Матфей вам в помощь, очень подробно мужчина растолковал всё. Молитва демонстрирует некую интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Бог — вторая сторона взаимоотношений. При чем тут Николай Угодник, даже Богородица? Категоричность Бога в вопросе любого идолопоклонства — прописана вполне определенно. Бессмысленность и опасность почитания любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!». (Книга пророка Аввакума)
«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы … Они не видят и не разумеют… Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же…
Плотник … рубит себе кедры, берет сосну и дуб, … И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним … и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».
И нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Эпизод с Тельцом.

Очень хитро толкуется батюшками, хотя всё написано понятно вроде. Моисей сидит в отделе готовой продукции на Синае, расписывается в получении каменно-мудрой матчасти из рук Творца… Чем занято его бестолковое стадо, спасенное Господом из «египетского рабства»? Правильно. По собственному разумению решает Бога отблагодарить:

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!». (Книга Исхода)

Заметьте… Евреи не нарушили первую заповедь, не нашли себе другого бога. Не говорили: «Теперь наш Господь — Золотой Телец», как лукаво вам в деревенской церквушке начнут толковать. Они лишь изобразили Бога, который вывел их из Земли Египетской… как умели. В старых традициях. Сильный и могучий бык-телец… Древние верования. Так они понимали Спасителя. Но была нарушена вторая Заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему».

В Писании еще один пример приведен: народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (Книга Чисел). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на Змея, помещенный Моисеем на знамя (по указанию Бога), исцелял людей. Это был акт веры (без целования и прикосновений) в небесного Отца. Что потом случилось? Израильтяне сделали из медного змея кумира. Это уже разновидность идолопоклонства. Даже объяснение выдали: это предмет рассматривается прообразом Христа. Такое толкование Господу очень не понравилось:

«И делал он (царь Езекия) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан». (Книга Царств)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Что еще не ясно? Евреи впали в грех идолопоклонства. Стали служить Змею, кадить перед ним, даже имя собственное дали — Нехуштан. Нарушив вторую заповедь: «не поклоняйся им и не служи им». Так что… в топку бормотание лукавое путаников в рясах… «Мы не поклоняемся, а только почитаем». Не аргумент совсем, а прямое нарушение Слова Божия.

Может быть не поклоняетесь, готов поиграть в слова. Но ведь определенно служите иконам, мощам и святым. Это не признаки идолопоклонства, не нарушение заповедей? Разберитесь тогда с термином «служение». Всю жизнь человечества оно означало одно, без толкований: действие для кого-то или чего-то.

Иконам и мощам устраиваются именно служения. В пышном обрамлении крестных блужданий, специального молитвословия и песнопений, праздников бесчисленных. С тоннами свечей, кубами ладана, круглосуточными стояниями в храмах. Тельцам бесчисленным это служения. Как вы их себе понимаете. Как евреи без надзора Моисеева выдумали.

Обобщаем.

Если не убедительно писано, предлагаю почитать еще кое-что. Есть библейская история о Гедеоне. Там в полный рост прописан запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Суть истории: чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон (по повелению Господа) распустил свое войско. Оставил триста всадников, одолел армию мадианитян.

Спасенные израильтяне из трофеев отдали полководцу — по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из поднесенных украшений сделал — ефод. Это часть облачения первосвященника, изготовленная из двух полотнищ дорогой материи. Соткана из золотых нитей и виссона, украшена драгоценными камнями. Господь оценил это так:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его». (Книга Судей Израилевых)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Там же высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем. Он поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву: истукана, литого кумира, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии нанял левита. Конкуренты из другого колена Израилева этот богослужебный инвентарь украли, священника перекупили. Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие так толкует его поведение: он жалок, погружен в пучину отчаяния. Поскольку разрушен весь его мир. Унижается перед грабителями:

«Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли».

Живой Бог, как нетрудно догадаться, был с Михой рядом неотлучно. Не сидел в идолищах его «личного храма». Конкуренты (сыны колена Дана) неподалеку поставили город, истребив живших там людей. Начали служить украденным идолам. Как оказалось… напрасно. Настоящая Божия Скиния (походный храм, созданный сынами Израиля по повелению Божию после заключении Синайского Завета) была в то время — в Силоме.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

А как быть с «поклонениями» евреев Ковчегу Завета, прочей священной утвари Храма? Не поклонялись, читай внимательно Писание. В Скинию, Храм Соломона, во Второй Храм (построенный после «вавилонского пленения») — никто из простых людей не имел права входить. То был Закон Моисея. В святилище совершали ряд ритуалов: жертвоприношения, возложение хлебов, зажигался фимиам на жертвеннике… Перед завесой.

Правом поддержание огня в семисвечнике обладали только священники из «рода Аарона». В святая-святых входил лишь Первосвященник, один раз в году, на День Искупления (Йом Киппур). Помогать по храмовому хозяйству могли только избранные из «колена Левита».

Ковчег и храмовую утварь не видели простые верующие, даже левиты-помощники. При перемещении святилища все предметы заворачивались представителями рода Аарона. Чтобы их никто не видел, не смел прикоснуться. Даже левиты из рода Каафа, которые носили Скинию с инвентарем походного святилища.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы…

Библейские тексты еще ветхозаветных времен говорят: не было и не могло быть поклонения и служения святым вещам святилища Бога. Никто, кроме священников-ааронидов, их никогда не видел. Меры предосторожности логичны и понятны. Бог запретил верующим видеть утварь Храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства. Обожествление вещей. Даже Его собственности, утвари святилища. Тем более поклоняться им.

Это никакие не «священные предметы», а всего лишь материальные функции в служении. Созданы для обрядов очищения людей от грехов. Пользоваться ими могут только посвященные Первосвященники. У тех прививка от «кумирства» сделана, трехкомпонентная ….

Продолжение следом.

-9