Казалось бы, какое отношение к современной повестке может иметь писательница, жившая во времена Наполеоновских войн? Писательница, знаменитая романтическими клише, брачными историями и картинами пасторальной жизни? Однако при прочтении биографии Джейн Остин находится много параллелей с сегодняшним миром. Люси Уорсли, автор книги "В гостях у Джейн Остин. Биография сквозь призму быта" показывает ее личность и суждения на примере сохранившихся писем и воспоминаний, объясняет контекст ее эпохи, профессиональные трудности и становление мифа Джейн Остин (пиар-усилиями ее многочисленных родственников). Перед нами открывается личность сложная, неоднозначная, неординарная.
Итак, некоторые сквозные темы, поднятые Люси Уорли в этой книге:
- Женская солидарность. Рубеж 18-19 веков — время патриархальное, когда у женщины не было почти никаких способов самореализации, кроме брака, деторождения и ведения хозяйства. Почти — потому что счастливые исключения все-таки были. Джейн равнялась на знаменитых романисток того времени — Фрэнсис Берни и Марию Эджуорт. Но творчество не освобождало георгианскую даму от домашних обязанностей. Здесь Джейн выручала ее старшая сестра Кассандра. Кассандра, увидев талант сестры, взяла на себя большую часть хозяйства, освободив Джейн время и силы на писательство. Кассандра, также оставшаяся незамужней, на протяжении всей жизни была лучшей подругой для Джейн, ее опорой и собеседницей. Подруги детства Джейн были ее первыми читателями и критиками. Сама Джейн также словом и делом поддерживала своих племянниц, фактически выступая в роли их матери, и поощряла их занятия творчеством. Конечно, Джейн Остин не стояла у истоков феминистского движения, но сестринство было для нее одной из главных ценностей.
- Стремление к профессиональной реализации и заработку. Джейн была из небогатой семьи, и если ее братья могли сами выбрать профессию и строить карьеру, то у нее такой возможности не было. К тому моменту, как в ящике стола у нее лежало несколько готовых рукописей, она знала, что ей не стоит рассчитывать ни на удачное замужество, ни на получение наследства, и была решительно настроена опубликовать свои произведения и выгодно их продать. В книге мы видим прагматичную Джейн, далекую от образа наивной и романтичной мечтательницы, знающую цену деньгам и без ложной скромности осознающую свой дар и свое право на успех и признание.
- Отказ посвящать себя семейной жизни. Есть распространенное мнение, что писательница, пишущая о любви, браке и семье, сама мечтала о том же, и поэтому так много спекуляций на тему личной жизни Джейн Остин. Как показывает Люси Уорсли, Джейн была не чужда балов и флирта, но, скорее всего, брак ее не привлекал. Джейн на протяжении ее жизни несколько раз делали предложение, она отвечала отказом. Перед глазами у нее был пример ее подруг и младших родственниц, столкнувшихся с последствиями тяжелых родов, болезнями детей, тяготами быта. При неразвитой медицине многие умирали при родах. Остаться "старой девой" было ее свободным выбором, она хорошо понимала, что совместить творчество с семейной жизнью не удастся, и предпочла увидеть появление на свет своих романов.
- Поиски своего дома. Джейн рано лишилась родного дома и была вынуждена долгое время скитаться по съемным квартирам разной степени удобства и гостить у родственников. Она сменила несколько домов в разных городах, прежде чем обосновалась в доме брата вместе с сестрой, матерью и подругой. До этого у нее часто не было собственного угла, где она могла бы уединиться для творческой работы. Все свои романы она написала в общей гостиной, на виду у всех, пряча рукописи от посторонних глаз. (К этому обстоятельству позже обращается Вирджиния Вулф в эссе "Своя комната", где провозглашает необходимость для женщины-писательницы своего личного пространства — но это тема для отдельной статьи).
Спасибо за внимание!