Не нужно быть опытным психиатром, чтобы определить в творчестве Эдварда Мунка психические отклонения.
Сюжеты, манера, даже цветовые решения в картинах норвежского художника говорят сами за себя. Тревожность – чаще всего именно так характеризуют искусство Эдварда Мунка.
Для всего перечисленного, разумеется, были и основания. Мунк родился в семье религиозного фанатика, мать и сестра, рано умершие от болезни, оставили на сердце будущего художника печальный образ неуловимой женщины.
Отец же был добр к детям, но в силу глубокой религиозной убежденности травмировал их слишком частыми и жестокими по содержанию проповедями. Одинокому маленькому Эдварду ночами снился ад. Грех, страх и одиночество постепенно формировали из него замкнутого и эмоционально неустойчивого человека.
В какой-то степени, отклонения Эдварда не были уникальны для семьи, где он рос, его младшая сестра имела диагноз шизофрении. Страшный недуг заставлял страдать не только девочку, сюжеты с больной часто появлялись в творчестве Мунка.
Некоторые исследователи считают, что психоз сестры оказал на Мунка куда большее влияние, чем принято думать. Например, самый известный его шедевр «Крик» якобы изображает реальное место. Квинтэссенция ужаса показана на мосту, неподалеку от психиатрической лечебницы, где содержалась Лаура, его сестра.
Это произведение, самое популярное и самое растиражированное в массовой культуре, по своему содержанию обладает мощной экспрессией. В нем так явно отчаяние, охватившее героя, сделавшее его из человека неопределимым существом – источником боли и одиночества.
Были у Мунка и жизнеутверждающие работы, но слишком мало, чтобы исправить общее впечатление от его искусства. Даже в позитивных сюжетах он сохранял тревожную колористику и элементы «полуденного ужаса».
«Убийца в переулке» довольно типичная среди произведений художника. Та же серо-красная гамма, утрированные и расплывчатые формы людей. Еще и сюжет, частый для его картин – внезапная смерть.
В данной картине нет однозначных мотивов. Да, название говорит об убийце, но кто он? Человек, чье лицо выписано на первом плане или жалкая тень на втором? Там действительно лежит человек, или это метафора побежденного альтер-эго? Почему солнечный весенний день отмечен таким мрачным событием и зачем Мунк повсюду ищет смерть?