В маркетинге измеряется все: от количества посетителей на сайте до пожизненной ценности каждого клиента. Маркетолог должен знать и использовать все основные метрики, иначе не будет понимать, насколько эффективно тратит деньги на ту или иную рекламу, и зарабатывает ли компания под его руководством.
В этой статье мы рассматриваем только 10 метрик. Об ещё 8 важных метриках читайте в статье в нашем блоге.
Метрики для оценки эффективности рекламной кампании
Маркетинговые метрики позволяют увидеть кампанию в цифрах и нужны для дальнейшего анализа и отчетности.
1. CTR (Click-Through Rate) — показатель кликабельности
Это отношение количества кликов по рекламному объявлению к числу его показов. Используется для измерения эффективности рекламного носителя: объявления, баннера, тизера или чего-то еще. Измеряется в %.
Норматив. Около 5–20%. Для адекватной оценки показателя нужно достаточное количество показов: хотя бы 100, но лучше 1000. Понятия «каким должен быть CTR» не существует, потому что его значение зависит от ниши, конкурентоспособности бизнеса и рекламной площадки.
Как улучшить. Правильно определить целевую аудиторию, разделить ее на сегменты и настроить показ объявления для каждой из них отдельно. В объявлении прописать четкий оффер под боль конкретного сегмента и использовать в нем эмоциональные триггеры.
2. CPC (Cost Per Click) — стоимость клика
Показывает, сколько стоит один переход по вашему объявлению на рекламной платформе. CPC нужен, чтобы оценить, сколько вы тратите на клик и сколько с него зарабатываете. Используется в контекстной рекламе.
Норматив. Понятия «оптимальная стоимость за клик» не существует. Чем дешевле клик, тем выгоднее от этого рекламодателю.
На цену за клик влияют:
- ключевая фраза в запросе,
- регион показов,
- количество конкурентов,
- день и время суток,
- релевантность рекламируемой страницы.
Обычно клики дороже по высокочастотным ключевикам и если по ним рекламируется большое число конкурентов. Стоимостью клика можно управлять в рекламном кабинете: устанавливать ограничение в деньгах или процент от средней ставки.
Как улучшить. Сделать объявление качественным, уделять внимание текстовой составляющей и визуализации, экспериментировать с иллюстрациями, писать привлекательные заголовки. Рекламироваться по менее конкурентным запросам: средне- и низкочастотным.
3. RPC (Revenue Per Click) — доход с каждого клика по рекламе
Это отношение всего дохода от рекламной кампании к общему числу кликов по ней.
Норматив. «Голый» показатель не особо информативен. Маркетологи сравнивают его с CPC. RPC должен быть больше CPC. Доход с каждого клика — больше расхода на клик.
Как улучшить. Пересмотреть рекламную стратегию. Начните с оценки стоимости одного клика и ценообразования на продукт или услугу.
Метрики для оценки лидогенерации
Лид — потенциальный клиент. Лидогенерация — это поиск и сбор потенциальных клиентов.
Рекламные кампании в том числе генерируют лиды — привлекают потенциальных клиентов на сайт и собирают их данные. При запуске рекламной кампании маркетолог ставит цель: сколько лидов нужно получить и какую прибыль они должны принести.
Оценить эффективность рекламной кампании с этой точки зрения помогают метрики лидогенерации.
4. CPA (Cost Per Action) — стоимость целевого действия
Сколько стоит действие вашего лида.
Например, вы запустили кампанию с целью собрать email-адреса ваших клиентов, чтобы в дальнейшем их подогревать и продавать им свои услуги. Целевое действие вашего потенциального клиента — заполнить и отправить форму со своими данными.
Грубо говоря, вы покупаете у клиента его почтовый адрес и возможность слать ему письма.
Норматив. Прибыль от лида должна быть больше, чем стоимость его привлечения.
Как улучшить. Исследовать ЦА, сегментировать ее и отправлять релевантные предложения каждой группе. Смотреть СРА можно в любом сервисе контекстной рекламы: Яндекс.Директ, Google Analytics, eLama.
5. CPO (Cost Per Order) — стоимость подтвержденного заказа или оформленной сделки
Метрика показывает, сколько стоит одна покупка клиента. Она подходит для оценки эффективности работы интернет-магазинов и сайтов с услугами — банки, агентства недвижимости, застройщики и все те, у кого есть на сайте форма заказа. Позволяет увидеть доход от лида. Это разновидность показателя CPA.
Рассчитывается как отношение затрат на рекламную кампанию к количеству подтвержденных заказов.
Норматив. Прибыль от подтвержденного заказа выше, чем стоимость привлечения лида.
Как улучшить. Давать релевантные объявления, закладывать в цену продукции или услуги расходы на рекламу. Снижать цену за клик по рекламному объявлению.
6. CR (Conversion Ratio) — коэффициент конверсии
Это метрика роста бизнеса. Она определяется как отношение удачных сделок к их общему числу, числу попыток. Растет коэффициент — растет бизнес. Коэффициент конверсии можно рассчитать для чего угодно.
Соотнесите CPA и CPO, и увидите конверсию по лидам. Соотнесите количество посетителей, выполнивших целевое действие на сайте, к их общему числу, — получите конверсию по посетителям. Показатель исчисляется в %.
Норматив. Нормативов нет. Принято сравнивать конверсию за один период с предыдущим: если она выросла, то кампания была успешной.
Отследить CR можно в Google Analytics.
7. CAC (Customer Acquisition Cost) — цена привлечения одного клиента
Рассчитывается как отношение расходов на рекламную кампанию к числу реальных клиентов.
Норматив. Соотнесите стоимость привлечения одного клиента и прибыль от него — это позволит оценить прибыльность кампании. Если прибыль от клиента больше затрат на его привлечение, то вы в плюсе. Еще сравните LTV и CAC — пожизненную стоимость от клиента к цене его привлечения.
8. LTV (Llifetime value) — пожизненная ценность от клиента
Это доход, который принесет клиент за все время вашего взаимодействия. Метрика отражает степень заинтересованности клиентов в вашем продукте.
Рассчитав показатели для нескольких клиентов, вы поймете, какие из них приносят больше прибыли и остаются лояльными к вашей компании. Дальнейшую стратегию можно повернуть так, чтобы уделять большее внимание клиентам, которые приносят большую прибыль.
Норматив. Если метрика стабильна или растет, то ваш бизнес тоже стабилен или растет.
Как улучшить. Улучшать все предыдущие показатели.
Финансовые метрики
9. ROI (Return On Investment) — коэффициент возврата инвестиций
Это главная маркетинговая метрика для владельца бизнеса или директора по маркетингу. Рассчитывается в %.
ROI = (Прибыль — инвестиции) * 100% / Инвестиции
Норматив. Если ROI больше 100%, то вложения в рекламу были выгодными, если меньше, то кампания убыточная.
Как улучшить. Отслеживать показатель на всех этапах рекламной кампании и остановить ее в случае, если реклама перестала окупаться, чтобы не сливать бюджет.
10. AOV (Average Order Value) — средний чек
Сколько в среднем стоит ваш заказ. Это отношение суммы всех заказов к их количеству. Средний чек помогает маркетологам в ценообразовании и создании оффера для увеличения прибыли.
Норматив. Растет средний чек — растет выручка компании.
Как улучшить. Если средний чек падает, маркетологи предлагают клиентам дополняющие товары: кондиционер для волос к шампуню или курс по копирайтингу к основному курсу интернет-маркетинга. Если средний чек не увеличивается, то это повод проанализировать товары-дополнения с точки зрения их пользы.
Финансовые метрики рассчитываются на основе данных из CRM или другой отчетности.
Что запомнить
Маркетинговые метрики помогают оценить практически любой показатель бизнеса. Если грамотно использовать входящие данные, вы всегда будете знать, что изменить, чтобы увеличить прибыль компании. Маркетинговые метрики нельзя игнорировать и лучше с первых дней создания сайта и вывода продукта на рынок мониторить эти данные.