Сериал «Чикатило» выходит уже с марта, но я намеренно не писал о нём, пока не увижу достаточное количество серий, чтобы делать выводы. Проект создавался специально для видеосервиса Okko.
Режиссёр сериала Сарик Андреасян – что сразу заинтриговало. Дело в том, что проекты молодого режиссёра вызывают большое количество споров, а оценки его творчества крайне противоречивы.
До сегодняшнего дня самой удачной работой Андреасяна (если опираться на рейтинги КиноПоиска) остаётся фильм «Мамы» 2012 года, где Сарик режиссировал одну из новелл. Остальные же работы, такие как «Тот ещё Карлосон!» (2012), «Что творят мужчины!» (2013) и «Что творят мужчины! 2» (2015) едва дотягивают до троечки. А фантастический боевик «Защитники» (2017) вообще получился очень и очень плохой подделкой закордонных «Мстителей».
Ругать можно бесконечно, и разводить критику тоже. Однако так ли всё неудачно? Думаю, нет. Тот факт, что с режиссёром желают работать талантливые люди нашего кино, типа Константина Лавроненко и Дмитрия Нагиева, говорит о многом. Вероятно, опытные актёры всё-таки видят в Андреасяне талант. Два проекта молодого режиссёра мне не кажутся неудачными, а вполне достойными. Речь идёт о фильме, повествующем о страшной трагедии в Армении «Землетрясение» (2016) и драме «Непрощенный» (2018).
Сарик Андреасян частенько переносит на экран реальные истории, вот и свой новый сериал он посвятил одной из самых жутких личностей в истории не только нашей страны, но и всего мира. Имя Чикатило давно стало нарицательным, он с особой жестокостью расправлялся со своими жертвами.
О нём снято большое количество документальных фильмов, а вот художественных не так много. В 1995 году вышел телевизионный фильм американо-венгерского производства «Гражданин Икс», где Чикатило сыграл Джеффри ДеМанн.
Но, пожалуй, самый яркий образ этого страшного человека получился у Малкольма МакДауэлла. В 2004 году Италия выпустила криминальный триллер «Эвиленко», рассказывающий о преступлениях «Ростовского зверя». Правда из Ростовской области действия картины были перенесены на Украину (там же и проходил съёмочный процесс), а фамилия Чикатило эволюционировало в Эвиленко (от английского слова «evil» – зло). Фильм мне тогда очень понравился, произвёл неизгладимое впечатление, а МакДауэлл был очень убедителен, сыграл правдоподобно и довольно жутко. Возможно, пересмотрев эту картину сейчас, таких эмоций уже не будет…
И вот теперь российский проект. Полноценная художественная история о поимке Андрея Чикатило от Сарика Андреасяна.
Роль маньяка досталась Дмитрию Нагиеву. Очень страшного персонажа надо было сыграть, и очень странно, что именно этого актёра взяли на такую роль. Нагиев уже был замечен в драматических ролях, но всё-таки народ его продолжает воспринимать, как прапорщика Задова или забавного мужичка из «Ёлок». Однако, если углубиться, то становится ясно, почему именно Нагиев. Прежде всего, Дмитрий – хороший актёр (отрицать это бессмысленно), он обладает чудесным даром перевоплощения. Чикатило – не просто отрицательный персонаж, он должен был получиться никем, эдаким безликим сущим злом. А у Нагиева это получилось, то есть он не играл Чикатило, а создал некий образ, олицетворяющий зло.
Повествование начинается с того момента, когда Ростовскую область уже охватила волна жутких убийств. Следственным органам ясно – орудует маньяк. Люди продолжают исчезать, среди них и маленькие дети, а у следователей нет подозреваемых. Из Москвы приезжает «подмога», чтобы разобраться, и помочь ростовским коллегам поймать преступника. К делу были привлечены медики, психиатры и прочие специалисты, способные вывести следствие на возможного подозреваемого.
Кроме Нагиева в сериале были задействованы Константин Лавроненко, Николай Козак, Георгий Мартиросян, Дмитрий Власкин. Последний неожиданно раскрылся как хороший актёр, сыграв юного и принципиального капитана Витвицкого. Видимо парню не хватало в фильмографии именно такой серьёзной роли, поскольку в образах «туповатого парня с нашего двора» он уже порядком задержался.
Доселе неизвестная актриса Юлия Афанасьева сыграла молодого следователя советской милиции Ирину Овсянникову, которая покорила сердце Витвицкого (именно их выбрали для любовной линии в сериале).
Все актёры хорошо подошли на роли, можно сказать «вписались» в историю, созданную режиссёром.
Что же касается советского быта, то тут вновь очень грамотная и качественная работа реквизиторов, костюмеров и прочих специалистов, создающий необходимый антураж, способный погрузить зрителя в ту эпоху.
На мой взгляд, хорошая операторская работа, и картинка получилась качественная. Думал, что сериал о подобных зверствах будет изобиловать сценами жестокости, которые шокируют, но такого не было. Преступления, конечно показаны, но в меру.
Когда читал отзывы об этом сериале, часто наталкивался на претензию «зачем вообще об этом снимать», ну вроде как популяризировать. Товарищи, ну я Вас умоляю! Давайте снимать только о высоких достижениях нашей страны, или о замечательных открытиях великих учёных умов, а экономических кризисов, терактов или маньяков не существует. Ну что за бред! Оденем розовые очки и будем видеть только то, что хотим видеть. Маньяки и убийцы существуют, они ходят по тем же улицам и передвигаются на том же транспорте.
Цель подобных художественных произведений не в том, чтобы популяризировать, а в том, чтобы доступным и интересным языком рассказать о реальных событиях. Не запугать, и навести жути на зрителей, а показать, какие события могут произойти с каждым человеком, если не быть осторожным.
Подводя итог, можно сказать, что сериал получился достойным, который можно посмотреть от начала и до конца увлечённо. Абсолютно точно была проделана большая работа для создания подобного проекта. В сериале, естественно, найдутся изъяны, однако он действительно «цепляет», и достроен хороших оценок.