«Культура.РФ» продолжает цикл материалов, посвященных отечественным музеям и их самым интересным экспонатам. В этот раз о пяти предметах из Дома-музея Александра Островского (филиала Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина), а также о любопытных фактах из жизни самого драматурга рассказала старший научный сотрудник музея Полина Соколинская.
Указатель законов Российской империи для купечества
Отцом Александра Островского был адвокат Николай Островский. Он окончил Духовную семинарию в Костроме, затем — Московскую духовную академию и устроился на гражданскую службу в Общее собрание московских департаментов правительствующего Сената. Также Островский-старший занимался и частной практикой: выступал адвокатом по делам знакомых купцов и мещан, специализировался по гражданским и имущественным делам. Сам Александр Островский тоже много времени проводил в московских судах и почерпнул из увиденных процессов идеи некоторых пьес.
Иван Покровский. Макет Малого театра
Подлинный макет Императорского Малого театра изготовил в 1840 году его смотритель Иван Покровский. Макет представляет театр после пожара 1838 года и реконструкции.
Малый театр называют «Домом Островского». «Я зазнал московскую труппу с 1840 года», — писал драматург. Именно на сцене этого театра было поставлено большинство его произведений. Причем свои пьесы Островский зачастую ставил сам. Актриса Надежда Рыкалова вспоминала, что труппа Малого искренне любила драматурга, который общался с артистами обходительно и ласково. «Островский собирал труппу и читал ей пьесу. Читать он умел удивительно мастерски. Все действующие лица выходили у него точно живые. После такого чтения объяснять ничего не оставалось. Все знали, что им делать. <…> Во время репетиций Островский обыкновенно ходил по заднему плану сцены, и если артистам удавалось играть так, как хотелось Островскому, то он с довольным видом поправлял свои рукавчики — признак его хорошего настроения», — писала Рыкалова в своих воспоминаниях.
Александр Головин. Эскиз декорации. Александр Островский, «Гроза»
На рубеже XIX–XX веков на смену театру актерскому пришел театр режиссерский. Началась эпоха Саввы Мамонтова, Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда и других известных режиссеров.
Читайте также:
В 1916 году Мейерхольд поставил в Александринском театре пьесу Островского «Гроза», художником-сценографом постановки стал Александр Головин. Спектакль, в частности его красочное оформление, критики приняли неоднозначно: одни отмечали, как достоверно декорации изображали захватывающие дух волжские пейзажи, другие осуждали их маскарадность и сказочность. Зрителям же так понравилось оформление сцены, что во время спектакля они устроили художнику продолжительную овацию, которая не утихала, пока он не вышел на сцену и не раскланялся.
Мейерхольд и Головин старались отделить свой спектакль от традиционного восприятия пьесы Островского. Режиссер решил «Грозу» в мистическом, а не бытовом духе. «Во всей композиции, во всем оформлении достигнуто высшее претворение правды жизни в правду искусства», — писал искусствовед Эдуард Старк.
Вера Комиссаржевская в роли Ларисы в «Бесприданнице»
Пьесу «Бесприданница», свое сороковое произведение, Александр Островский создал в 1878 году. Драматург писал своему другу, артисту Александринского театра Федору Бурдину, что «он самым тщательным образом работает над этой пьесой и она должна стать лучшим его произведением».
Роль Ларисы Огудаловой предназначалась Марии Савиной, в то время приме Александринского театра. В 1879 году состоялась премьера спектакля с Савиной в главной роли, и, вопреки ожиданиям драматурга, пьеса не нашла отклика и понимания публики.
Во второй раз пьесу поставили только через 10 лет после смерти Островского, в 1896 году, в Александринском театре. Ларису сыграла Вера Комиссаржевская, которая мечтала об этой роли. Постановка прошла с большим успехом во многом благодаря таланту актрисы. Зрители привыкли к савинской Ларисе — хорошенькой мещаночке, ведущей бесшабашную жизнь в материнском доме, а Комиссаржевская представила публике совсем другую Ларису: хрупкую, застенчивую и тихую. «Невозможно не упомянуть о Вере Федоровне в „Бесприданнице“, особенно в сцене у Карандышева, когда Лариса поет романс „Нет, не любил он…“. Глубина исполнения Веры Федоровны, ее душевность производили огромное впечатление на всех. В зале и за кулисами всегда была абсолютная тишина. Все прислушивались к голосу Комиссаржевской. И каждый раз после этой сцены потрясенная публика молчала в течение какого-то времени, а потом аплодировала так, что казалось, стены театра не выдержат. И всегда зрители не давали продолжать спектакль, просили повторения», — писал о спектаклях с участием актрисы плотник Театра Комиссаржевской Василий Хвостов.
Столярный верстак Островского
Александр Островский нередко проводил время за работой у верстака. Он с явным удовольствием и большим умением выпиливал лобзиком ажурные рамочки, мастерил ножи для разрезания бумаг, создавал изящные шкатулки — и другие поделки, которые часто дарил на память своим друзьям.
Фотографии предоставлены Домом-музеем Александра Островского.