«И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт.17:9-11).
Бог вступает с Аврамом в особые отношения, носящие характер самых близких, даже в определённом смысле интимных отношений, когда стороны завета абсолютно доверяют друг другу. Со Своей стороны Бог обещает дать наследника Авраму и сделать через него Аврама отцом множества народов. В ознаменование этого Господь меняет имя Аврама на Авраам (Быт.17:4,5).
Что требуется со стороны Авраама? «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт.17:13,14).
В отличие от завета с Ноем и завета, заключенного при рассечении жертвенных животных, этот завет сопровождается обрезанием Авраама. И если рассеченные животные свидетельствовали о жертве со стороны Бога, то обрезание – жертва со стороны человека.
Что означает ритуал обрезания? Он символизирует то, что человек вступает в родственную связь с Богом.
У всех нас есть родственники близкие и дальние. Что значит быть в родстве с ними? Это значит иметь внешнее сходство, одинаковость в некоторых чертах характера, в наклонностях. Родственник есть родственник, близкий человек, даже если мы с ним не ладим. Как у В. Высоцкого: «Не трогай шурина, - какой ни есть, он нам родня».
Образно говоря, в наших жилах течет одна кровь. Мы родственники по крови.
Что-то подобное происходит при обрезании, - Авраам вступил в кровное родство с Господом. И как Бог символически пролил Свою кровь в образе рассеченных животных, так и теперь Авраам скрепил свое родство с Богом через пролитую кровь при обрезании. Произошло символическое братание. Бог и человек теперь связаны кровными узами, кровным родством, тесную родственную близость.
Обрезание последующих потомков Авраама говорит об этом родстве с Господом. Каждый новорожденный при обрезании становился кровным родственником Божьим вместе со всем своим народом, к которому младенец отныне принадлежал.
Так происходило во все роды евреев до тех пор, пока этот народ разорвал кровные узы, отрекшись от своего Господа. Христу пришлось перезаключать заново завет, но уже не только с иудеями, но и с уверовавшими язычниками. Обрезание потеряло силу и смысл. От мужчин больше не требовалось при новом завете срезать крайнюю плоть.
А что требовалось? Какое знамение завета с Богом требуется после смерти Христа? Рождение от воды и духа, то есть крещение погружением в воду.
Многие считают, что крещение – это символ обрезания, новозаветный эквивалент обрезания. Но между этими символами нельзя поставить знак равенства, потому что обрезание распространялось только на мужчин и символизировало кровное родство ребенка с Богом и с еврейским народом. При этом от ребенка не требовалась вера.
Крещение же без веры не имеет никакого смысла. Оно подразумевает искреннее покаяние и символизирует не кровное родство со своим народом, а говорит о раскаявшемся сердце и о прощении грехов. Наполнение этих двух образов (обрезание и крещение) совершенно разное. Они не взаимозаменяемые знаки завета. Обрезание ушло, как знамение несостоявшегося кровного родства ветхозаветного Израиля с Богом. И теперь этому народу, как и всем другим народам, необходим другой знак завета – крещение, говорящее о покаянии и прощении. И это уже следующий этап завета человека с Богом, названный в Библии Новым Заветом.
Следует также отметить, что завет остается прежним. Он не меняется,- меняются условия его заключения со стороны человека при изменившихся обстоятельствах. Так было с Ноем. Так было с Авраамом, заключение завета с которым происходило в три стадии. Так было у горы Синай. Так было и в первом веке, когда Сын человеческий принес Себя в жертву, подтвердив верность завету со Своей стороны кровью Своей на Голгофе.