Найти тему
Рок на БиС

Советский хард-рок. Часть 20. Белорусский металлопрокат-1. Сузорье и Удар

После прибалтийского хард-рока будет вполне логичным обратиться к белорусскому, тем более, что в предыдущей заметке мы уже упоминали группу Удар. С нее и начнем.

Команда Удар из города Бреста, просуществовавшая лишь чуть больше трех лет, оказалась, вероятно, самым известным в «союзном масштабе» белорусским металлическим проектом. Образовалась группа, как это часто бывало, из самодеятельного ансамбля, игравшего на танцплощадке. Когда ребята занялись сочинением собственного репертуара (к тому времени они стали «официальным ВИА» Брестского электромеханического завода), они взяли себе красивое название «Эдельвейс». К 1987 году в команде играли гитаристы Геннадий Люлькович и Юрий Колычев, басист и основной вокалист Роберт Буров и барабанщик Вячеслав Стрижак. Тогда в стране был настоящий бум на разного рода рок-фестивали и конкурсы. Один из них — «Ритмы границы» с участием гостей из Польши —  проводился и в Бресте. Именно для участия в этом фестивале группе пришлось сменить название «Эдельвейс»,  испоганенное в свое время горными стрелками Гитлера, на энергичное и звонкое «Удар». После успешного выступления на «Ритмах границы-87» началось победное шествие «ударников» по концертным площадкам республики, а затем и всей страны. Команда с успехом выступала на фестивалях в Новополоцке, Минске, Донецке. Концертные и кустарные (пультовые) записи группы расходятся по Союзу. В 1989 году вышел и первый «официальный» магнитоальбом Удара «Не убей!».

Ютуб-канал HEAVY METAL OF EASTERN BLOC

Последовали приглашения на телевидение и новые гастроли. К тому времени состав группа сократился до пауэр-трио Буров-Колычев-Стрижак, все участники которого в своем амплуа считались в республиканском масштабе признанными корифеями. К сожалению, наступивший в 1990 году в стране политический, экономический и музыкальный кризис сказался и на карьере Удара. Один из его лидеров — Роберт Буров — сначала уезжает в Латвию для участия в перспективном, как тогда казалось, «экспортном»  проекте Dessert, а затем остается во Франции. Это стало концом Удара, хотя группу в Белоруссии помнят и любят до сих пор. Стрижак оставил музыку, а Колычев в дальнейшем поучаствовал во многих других рок-проектах, но это уже другая история… 

Ютуб-канал Rock Udar

В отличие от Удара, другая культовая в Белоруссии группа — Сузорье — отличалась завидным долголетием и пережила множество трансформаций. Мы уже как-то вспоминали про эту команду в материале про женщин на  отечественной «тяжелой сцене» (Советский хард-рок. Часть 8. Опять о женщинах…) и заметили тогда, что она заслуживает отдельного рассказа. Выполняем обещание.

Фото взято на youtube.com
Фото взято на youtube.com

Ансамбль Сузорье (кто вдруг не знает белорусский язык — «Созвездие») сформировался в популярном минском молодежном кафе, которое и дало ему свое название, в 1977 году, хотя вошедшие в него музыканты —  гитарист Андрей Козловский, басист Валентин Пучинский, органист Игорь Майский и барабанщик Андрей Филатов — были знакомы и играли вместе в разных коллективах еще с начала 70-х. Репертуар в то время, понятное дело, состоял в основном из западных рок-стандартов, но постепенно в нем стали появляться и собственные композиции. «Комсомольский статус» кафе «Сузорье» позволял выступавшим там музыкантам оставаться «любителями» и сохранял дистанцию от «кабацких профи». Это дало ребятам возможность в ближайшие пару лет с успехом  поучаствовать в популярных тогда конкурсах политической песни среди самодеятельных ВИА, в частности в Калининграде, Риге и Ереване, что позволило получить важный сценический опыт, представить свои песни и обратило на Сузорье внимание филармонических боссов. В преддверии Олимпиады-80, которая дала серьезный обновляющий импульс всей советской поп-музыке, группа получает предложение от Белорусской госфилармонии и становится профессиональной.

Что касается музыки, то на первом этапе в «собственном» репертуаре команды преобладали мелодичные композиции в стиле рокового мэйнстрима тех лет или «облегченного» харда, такие, как, к примеру, «Весенний день» 

Ютуб-канал Андрей Филатов

С переходом на «профессиональные рельсы» небольшая камерная сцена кафе сменилась на большие концертные залы, а то и стадионы. Это вызвало необходимость «уплотнить» и усилить звучание группы, и сначала в Сузорье приглашается сильный «освобожденный» вокалист — крымчанин Александр Брынцев, а затем и второй гитарист Александр Растопчин, игравший в дальнейшем с самими Песнярами. Тогда же за клавишными Игоря Майского сменил еще один Александр - Нестерович. Период с 1981 по конец 1983 года были весьма насыщенными — группа много выступает, участвует в различных конкурсах, записывает музыку к театральным постановкам и мультфильмам и даже выпускает миньон на «Мелодии», музыка на котором, впрочем, была очень далека от «тяжеляка», выдававшегося Сузорьем на концертах. Представление о том, как звучала команда в тот период, дает номер «Фортуна»:

Ютуб-канал Ростислав Пилиховский

В 1984-ом над Сузорьем, как и над многими коммерчески успешными филармоническими рок-группами, сгущаются тучи. Играть собственный песенный репертуар на «официальных» площадках становится затруднительным. Но под самый занавес этого этапа своего существования команда записывает весьма удачный магнитоальбом «Рок-терапия», быстро разошедшийся по всему Союзу. Вот один из треков с него — «И все-таки я верю»: 

Сузорье - И всё-таки я верю

Однако самой группы Сузорье в этот момент уже формально не существовало…

После этого в биографии ансамбля наступает период «женского вокала». Сначала музыканты аккомпанировали певице Светлане Кульпе, затем Надежде Микулич. С последней Сузорье совершило заход на территорию фолк-рока. Тогда же в репертуаре появились номера на белорусском языке. Развивая «белорусскую народную тему», музыканты создают монументальную хард-проговую композицию «Песня о зубре» на стихи польско-литовского, ныне считающегося белорусским, поэта Николая Гусовского (кстати, католического священника, писавшего по латыни). Запись этой рок-оратории была окончательно закончена и издана только в 2009 году. Вот некоторые фрагменты из нее, исполненные Сузорьем пару лет спустя: 

Ютуб-канал Андрей Филатов

Работая над «песней», группа сотрудничала с очень интересной певицей Нелли Денисовой, которую мы, впрочем, уже упоминали. Были в истории ансамбля и другие вокалистки.

В 1986 году Сузорье возобновляет концертную деятельность под «родным» названием, исполняя теперь довольно жесткий хард-н-хэви: 

Ютуб-канал Андрей Филатов

Через пару лет у команды наконец выходит долгожданный лонгплей «Сентябрьская река», изданный большими тиражами, хотя его музыкальный материал уже изрядно устарел. На рубеже 90-х группа не избежала соблазна взяться за актуальную социально-политическую тематику. Что из этого получилось — судите сами: 

Ютуб-канал Павел Харевич

При этом политических потрясений, произошедших вскоре, команда не пережила, официально прекратив существование в 1991 году. Некоторые участники группы эмигрировали. В дальнейшем, уже в 2000-ых, по инициативе Александра Нестеровича Сузорье возрождается. Издаются новые и ремастерированные старые записи. Время от времени случаются и концертные выступления, на которых видно, что Сузорье не забыто и по праву занимает свое место в «золотой когорте» белорусского рока.

Ютуб-канал Ростислав Пилиховский

Продолжение следует.

Автор заметки - МЮ.

Предыдущая заметка:

Советский хард-рок. Часть 19. Прибалтийский металл. Латвия-2.

#группа удар #группа сузорье