Очередная заметка о рок-коллективах родом из СССР от нашего автора МЮ.
В первой части нашего рассказа о латвийской «тяжелой» сцене (Ссылку см. внизу заметки) мы остановились на группах, исполнявших песни, в основном, на латышском языке. Они были известны и уважаемы в Союзе и даже кое-где за его пределами, но по-настоящему популярны только в пределах родной республики. В этой части мы расскажем о командах, певших на русском и английском языках и лишь изредка — на латышском.
Редким примером «триязычной» группы была, в частности, рижская команда Sheviot, лидером и основным автором которой был гитарист Евгений Крупенин. Группа существовала при рижском рок-клубе, который в Латвии был основным центром притяжения для русскоязычных музыкантов.
Автору довелось дважды побывать на концертах «шевиотов». На первом — где-то в середине 80-х — среди зрителей наблюдалась непонятка: одни утверждали, что выступает группа Черный Кофе, другие — Шевиот. Видимо, это был как раз тот момент, когда команда только-только сменила название, чтобы не делить его с набиравшими популярность московскими тезками. То выступление «шевиотов», честно говоря, особо не впечатлило. Большую часть номеров пела жена лидера группы — Мирта, не блиставшая выдающимися вокальными данными (именно ее можно видеть в выложенном выше сюжете про рижский-рок-клуб). Да и звучала команда так себе — по любительски. И экипирован Sheviot тогда был соответственно: «музимовские» гитары и прочий «самопал»… Единственное, что запомнилось — исполнение блюзов.
Совсем другим предстал Sheviot через несколько лет — в конце 80-х. Ребята сильно прибавили технически и явно двигались в сторону актуального хард-н-хэви. Вокал стал мужским.
Ютуб-канал MirtaHotAcoustics
(фотографии в клипе относятся к предыдущему этапу в жизни группы). Приблизительно тогда же был записан демо-альбом с несколькими инструменталками и песнями на трех языках. Похоже, «шевиоты» хотели убить сразу трех зайцев. Однако «взлета» не случилось, и на рубеже десятилетий команда распалась. Кто-то из участников засветился в дальнейшем в других «тяжелых» формациях, а Евгений Крупенин с женой вполне логично сосредоточились на классическом блюзе.
Ютуб-канал MirtaHotAcoustics
Другой заметной группой рижского рок-клуба был Пилигрим (или Pilgrim) во главе с очень интересным и сильным гитаристом Дмитрием Федотовым.
Ютуб-канал melnsils1
(Занятно, что «допилигримовская» команда Дмитрия тоже называлась Черный Кофе.) Не в упрек «шевиотам», но музыка «пилигримов» была поинтереснее — в ней, в частности, прослеживались элементы прог-рока, да и исполнительский уровень был повыше (это можно заметить в выложенном в начале заметки видеосюжете про фестиваль РРК 1987 года, где Пилигрим и Шевиот идут один за другим). Когда же харизматичного, но не очень профессионального вокалиста Бориса Столярова сменил Петер Тилс (тот самый, который исполнил знаменитый романс «Белый шиповник» на записи оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось»), группа вышла на еще более высокий уровень. К тому же Петер очень неплохо пел по-английски, что открывало для Pilgrim и зарубежную аудиторию. В конце 80-х команда активно гастролировала по Союзу (так автор был на ее концерте в Минске), выезжала и за границу, причем не только к «демократам». В 1989 году Пилигрим записывает очень неплохой магнитоальбом, названный «De Profundis» (по латыни — «из глубин», отходная молитва у католиков):
Ютуб-канал Valery S
К сожалению, продолжения не последовало — в 1990 году Федотов неожиданно уезжает в Англию, где получает статус политического беженца как преследовавшийся властями хипарь и рокер. В дальнейшем он работал в качестве преподавателя и сессионного гитариста, например, записывался с Boney M.
В конце 80-х яркой звездой на союзном рок-небосклоне мелькнула еще одна рижская группа — Т.В.И.Н. Ее лидером был гитарист, вокалист и автор бОльшей части репертуара Дмитрий Тилин. Там же играл и один из бывших участников Sheviot — гитарист Иржи Карпюк. Команда ориентировалась на коммерческий мелодичный хард образца Def Leppard или Bon Jovi. В то время такая музыка была весьма востребована и «форматна»: песни «твинов» активно крутили на радио и ТВ,
Ютуб-канал Владимир Володин
группу охотно приглашали в большие сборные программы, такие как фестиваль «Звуковой дорожки МК» в московском «Олимпийском» или спортивно-музыкальное шоу «Рок и каратэ» (были тогда и такие!). Т.В.И.Н. выступали на разогреве у находящегося на пике популярности Черного Кофе и даже Кино в время гастролей Цоя и Ко в Латвии. В 1989 году группа записала довольно неплохой альбом «Полночный скиталец»:
Ютуб-канал Портал MetalRus
И вроде бы все у ребят складывалось хорошо. Но, как и в случае с Пилигримом, черту под биографией Т.В.И.Н. подвела эмиграция ее участников — в 1991 году уже из независимой Латвии Карпюк уехал в Чехию, а клавишник Андрей Корнев — в Германию.
Еще более короткоживущим оказался проект, полностью ориентированный на «международную» аудиторию. Группа Dessert была организована в Риге в самом конце 80-х вокалистом Сергеем Швецом, который сумел собрать весьма квалифицированный состав. Например, басист Роберт Буров до этого играл и пел в одной из ведущих белорусских «тяжелых» команд Удар. Клавишник и второй вокалист Эрик Будевиц пришел из Sheviot. Вроде бы сотрудничал с Dessert и гитарист Пилигрима Дмитрий Федотов, но на концерте, на котором довелось побывать автору, играл другой музыкант — Энди Башун. Ребята исполняли весьма энергичный хард-н-хэви и, несмотря на наличие в составе клавишника, музыка группы была в основном «гитарной», вызывая ассоциации, прежде всего, с AC/DC и Iron Maiden.
Быстро слепив программу и покатавшись с гастролями по Союзу в благодатное время, когда все «тяжелое» воспринималась «на ура», «десерты» обзавелись спонсором и отправились в Европу (не куда-нибудь, а в одну из лучших студий Парижа) записывать пластинку. Деньги быстро кончились, и «полноформатник» выпустить не удалось. Ограничились ЕР, патриотично названным «Rockin' From Riga». Релиз был издан приличным тиражом почти в 50 тысяч экземпляров, получив положительные оценки критики. Группу заметили, но красивая жизнь «звезд рок-н-ролла» плохо сказалась на климате в команде — часть музыкантов хотела остаться на Западе «любой ценой», другие решили вернуться на родину. Так или иначе Dessert распался, оставив после себя единственную запись, и дальнейшие попытки реанимировать команду успеха не имели.
Ютуб-канал HEAVY METAL OF EASTERN BLOC
(последние два трека — позднейшая дописка, сделанная Будевицем уже в 1992 году)
#группа dessert #группа т.в.и.н. #группа pilgrim #группа sheviot
Предыдущая заметка:
Советский хард-рок. Часть 18. Прибалтийский металл. Латвия-1
Продолжение следует.