Найти тему

Эдвард Мунк и город на Прегеле. О взаимосвязях в мире искусства.

О взаимосвязях в мире искусства. Одно из любимых направлений автора статьи при исследовании художественной жизни Восточной Пруссии.

Сегодня расскажем про норвежского художника Эдварда Мунка (Edvard Munch, 1863-1944). Уверены, что если человек никаким образом не связан с искусством, то даже он слышал это имя или по крайней мере видел хоть однажды работу «Крик». Кстати, мотив был выполнен художником в разных вариациях (1893, 1895 годах) и техниках (масло, пастель, литография).

Вариации работы "Крик"  Эдварда Мунка.
Вариации работы "Крик" Эдварда Мунка.

«Крик» растиражировали так, что он продаётся в виде репродукций на майках, блокнотах, кружках, обложках и прочей сувенирной продукции не только в Норвегии, но и других странах, например, в Японии. Репрезентация ужаса – странный сувенир, говорящий больше о нашей эпохе, чем об оригинале.

Примеры сувенирной продукции с репродукциями работы "Крик"
Примеры сувенирной продукции с репродукциями работы "Крик"

О «Крике» написаны тома… Но проще и внятнее высказался сам художник: «Как-то вечером я шёл по тропинке, с одной стороны был город, внизу – фьорд. Я чувствовал себя усталым и больным. Я остановился и взглянул на фьорд – солнце садилось и облака стали кроваво-красными. Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. Я написал картину, написал облака как настоящую кровь. Цвет вопил». «Крик» - икона экспрессионизма.

Но сегодня о другом. О взаимосвязях.

Первыми поняли Мунка немцы. Они были одни из первых покупателей его картин. Первую книгу о нём (в 1894 году) написал искусствовед Юлиус Мейер-Грефе (Julius Meier-Graefe, 1867-1935).

Монография искусствоведа Юлиус Мейер-Грефеоб Эдварде Мунке
Монография искусствоведа Юлиус Мейер-Грефеоб Эдварде Мунке

Портрет историка искусства был написан не только самим Эдвардом Мунком в 1894 году (коллекция Национального музея, Осло), но и восточнопрусским художником Ловисом Коринтом (Lovis Corinth, 1858-1925) в 1914 году, холст, масло, 90х70 см, ныне в собрании Музея Орсе, Париж.

Портрет Юлиуса Мейер-Грефе. Эдвард Мунк, 1894 год. Собрание Национального музея, Осло.
Портрет Юлиуса Мейер-Грефе. Эдвард Мунк, 1894 год. Собрание Национального музея, Осло.
Портрет Юлиуса Мейер-Грефе. Ловис Коринт, 1914 год, холст, масло, 90х70 см. Собрание Музея Орсе, Париж.
Портрет Юлиуса Мейер-Грефе. Ловис Коринт, 1914 год, холст, масло, 90х70 см. Собрание Музея Орсе, Париж.

Мунк много путешествовал. Между 1892 и 1908 годами он выставлялся 106 раз во множестве стран.

В 1927 году (с 1 мая по 16 июня) 4 графических работы Эдварда Мунка были представлены на выставке в Кёнигсберге (ныне Калининград) в здании Кунстхалле (ныне сохранилось, ул. Профессора Баранова, 2). Отметим, что это была не просто 59-ая художественная выставка, но и выставка памяти Ловиса Коринта.

Кёнигсберг. Вид на Кунстхалле, где проводились художественные выставки  с 1913 по 1944 годы. Почтовая открытка, 1913-1918 годы.
Кёнигсберг. Вид на Кунстхалле, где проводились художественные выставки с 1913 по 1944 годы. Почтовая открытка, 1913-1918 годы.
Афиша 59-й художественной выставки и выставка памяти Ловиса Коринта в здании Кунстхалле с 1 мая по 16 июня 1927 года. На этой выставке экспонировались 4 графических работы Эдварда Мунка.
Афиша 59-й художественной выставки и выставка памяти Ловиса Коринта в здании Кунстхалле с 1 мая по 16 июня 1927 года. На этой выставке экспонировались 4 графических работы Эдварда Мунка.

Более того, Эдвард Мунк был членом Берлинского Сецессиона, президентом которого был избран сначала Макс Либерманн (Max Liebermann, 1847 – 1935), а с 1911 года — Ловис Коринт.

В целом, Берлин для Мунка был значимым городом.

И напоследок, цитата из «Гений места» Петра Вайля: «Норвежская живопись шла по общеевропейскому пути, но чуть позади немцев, тем более – французов: в ней ничто не предвещало взрыва Мунка, его истошного крика, “Крика”».