В чём главное отличие детства современного от того, что было 20-25 лет назад - так это в количестве проводимого с друзьями на улице времени! За различными подвижными и весёлыми играми, позволявшими выплеснуть всю неукротимую энергию и вдоволь пообщаться с ребятнёй. О таких играх я и хочу поговорить в этой статье и вспомнить их вместе в Вами!
Если на часах не время любимого мультфильма, значит легко найдёшь любого из друзей во дворе) В отсутствие мобильной связи способ сбора компании был примерно следующий: сначала звонок одному-двум друзьям по городскому телефону, потом обход ближайших товарищей по квартирам, назначается конкретное время и место встречи) Некоторых ещё и отпрашивать у родителей приходилось - так зарождалось искусство дипломатии. Далее, собрав определённую компанию, происходил обход окрестных дворов и излюбленных мест в поисках недостающей части коллектива. Так, за пол-часа набиралась приличная команда, способная организоваться в любую игру! Мне в этом плане нередко было даже проще, ведь я жил на 8 этаже и имел хороший бинокль)) Самой главной мальчишеской забавой был дворовый футбол и занимает он особое место в памяти, поэтому считаю, что он достоин отдельной статьи с разбором всех его правил, нюансов и отличий от футбола в классическом его представлении, что будет в дальнейшем. А сегодня вспомним любые другие детские забавы, за которыми мы шумно и радостно проводили время в далёкие, но не забытые 90-е! Многие игры имели несколько вариантов названий, отличавшиеся в разных населённых пунктах (и даже дворах), поэтому я буду писать то наименование, под каким их знал сам.
1. Клёк ( Пекарь, Поп)
Для этой игры требовалось довольно обширное представительство игроков, ведь так становилось только веселее! От 7 до 10 человек было оптимально, меньше - уже маловато, а больше - перебор) К качестве места действия мы выбирали асфальтовую дорогу в промежутке между двумя девятиэтажками, поскольку машин тогда было мало и в ту часть они вообще никогда не заезжали, т.о. и мы были в безопасности и ничьё имущество угрозе повреждения не подвергали.
Мелом чертились параллельные линии на расстоянии примерно полуметра друг от друга, обозначавшие градацию успешности в игре, и по которым предстояло подниматься ближе к цели (дом), которой являлась наполовину заполненная землёй или камнями пластиковая бутылка в очерченном для неё круге, именуемой "базой" (поле). Дом и поле разделяла линия границы, до которой от верхней ступени "эволюции клёка" - высшего звания, было около 2 м. Ранжирование, как правило, осуществлялось с помощью военных званий, т.е. начинаешь с солдата и набираешь звания до маршала. У нас же более зашла социальная сфера: бомж, нищий, мужик, потом уже военные звания, затем царь и на вершине - Бог)) Философия двора не приняла идею высшего главенства вояк в мире))
С одной линии все участники по очереди с ноги метали биту как можно дальше, ведь тот, у кого это получалось хуже всех становился водящим, а это такая перспективка - нууу так себе..)) Водить можно было очень долго, особенно по мере продвижения по званиям участников, тем более бывали ребята откровенно мастеровитые в этой игре. Дом являлся безопасным местом для игроков, откуда производилиь броски по бутылке битами, в нашем случае палками, а поле было в юрисдикции мающегося. Вообще у этой игры очень обширные правила, которые запомнить легче уже в процессе, да и ваиантов этих правил тоже очень много. Если вкратце, то все начинают броски своих бит с низшей ступени в попытке сбить "клёк" (бутылку). Сбить нужно так, чтобы клёк вылетел за пределы круга, иначе станешь лёгкой добычей для водящего и первым кандидатом стать таковым) Кто успешно сбивает, тот получает повышение по званию и приближается к цели, т.е. увеличивает свои шансы на меткие броски. Водящий же должен поставить бутылку на место, защитить её от нападок игроков, в чьи задачи входит сбить ей вновь и вернуться в "дом". Если кто-то не успел возвратиться до момента, когда клёк поставлен на место, тот становится жертвой выбора водящего - "война или мир", где в схвате решится останется ли охранять поле тот же человек или же встанет новый нерасторопный) Помню еще такой приятный бонус, как упавшие крестом биты после бросков - владельцы таких получали неприкосновенность, если так и продолжали скрещивать их в поле.
Палки же для игры старательно выбирались, индивидуально оформлялись, чтобы отличаться от других и всегда забирались домой, как предмет необходимый и ценный! Броски на меткость, горечь от вставания в водящие и радость от выхода из этой должности, а главное - напряжённые бои на палках, зачастую довольно ожесточённые, - всё это было очень круто!!
2. Ножички (Земельки)
Здесь всё проще и в плане правил - они здесь незатейливы, и в плане необходимого инвентаря - нож и не слишком сухая земля без корней, а также касательно сбора участников. Вообще достаточно и двух человек, чтобы игра состоялась, но значительно интересней она становилась, когда участвовали 3-5 человек.
На земле чертится круг произвольного диаметра, зависящего от количества играющих, и делится на равные части. Затем, определив по системе "камень-ножницы-бумага" порядок очерёдности, каждый со своего участка бросает нож в участок соперника, втыкая его в землю. Далее чертится линия, разделяющая территорию соседнего "герцога" по направлению как воткнулся ножик, и наименьшая отходит завоевателю) Потом бросает следующий участник земельных переделов. Важно, что чертить можно только находясь ногой на своей территории, заступ карается поражением. Плохой бросок, когда нож не воткнулся в землю, сулит переход хода. Победителем становится единоличный владелец всего участка ИЖС.
3. Догонялки
Ну кто не знает догонялки?? Думаю, тут и объяснять нечего - один водит, остальные разбегаются) Кого догнал и "замаял" прикосновением руки водящий, тот становится новым догоняющим. Почему-то толстячки не любили эту игру...
Особой разновидностью её были догонялки в воде, поскольку жил я близко к озеру. Там требовалось не только умение плавать быстро, но ещё и выносливость, а также умение надолго задерживать дыхание. Так, один товарищ использовал спецприём, делавший его практически недосягаемым - он каким-то образом научился ползать по дну! Как остальные ни пытались - ни у кого не получалось, т.к. сила Архимеда поднимала нас наверх...Видимо, Андрейка был в сговоре в великим древнегреческим учёным)
4. Царь Горы
Была бы гора, а что с ней делать всегда находилось! Летом горы песка, зимой горы из сугробов...Зимняя версия была более лайтовой и менее травмоопасной, поскольку одежды было больше, а поверхность горы мягче. Но без риска не столько адреналина, поэтому летняя версия с песком очень хорошо прижилась) Суть игры проста - лезь на вершину, препятствуя друзьям с такими же стремлениями и не давая себя сбросить. А, взобравшись на самый пик горы, удерживай свою позицию, толкаясь и отбиваясь от претендентов на твой трон! Это версия "каждый сам за себя". Была ещё и командная игра, где уже ребятня делилась на своих и чужих, и там, кроме как вредить и мешать другим, нужно было ещё и помогать взобраться к победе своим.
5. Суп готов! (Стоп-земля!)
Для этой игры мы использовали выбивалку, и я считаю, что идеальнее инвентаря и придумать невозможно)
Не могу вспомнить точно для чего использовалась фраза "Суп Готов!", но она точно обозначала какую-то готовность детишек к деятельности водящего с закрытыми глазами) Нужно было прятаться в пределах выбивалки, подвисать на ней, дразнить обманными движениями того, кто водит, допускалось бегать в недалёких пределах вокруг места действия, но у водящего были две суперфразы: "Стоп-земля!" и "Стоп-луна!", которые "замораживали" тех, кто находился на разных уровнях. Воспользоваться этой возможностью можно было один раз за кон, а целью у ничего не видящего мающегося было поймать кого-то из ребят и наощупь его опознать, тогда пойманный занимал его горемычное место. Если кто-то помнит точнее правила этой игры и может объяснить для чего использовалась фраза "Суп готов!", сделайте это, пожалуйста, в комментариях!)
6. Войнушка
Сейчас говорят, что в страйкболе трудно доказать попадание в противника...Вспомните каково это было сделать, играя в войнушку!! Там всегда существовали некие Рэмбо, в которых ты ни при каких обстоятельствах не попадал, которые всегда стреляли первее, потому что у тебя осечка, а у него нет, на крайняк он просто ранен, а ты убит))) Это сейчас смешно, а тогда чуть ли не коллегия дворовых юристов собиралась разрешить спорную ситуацию)) Самая соль была в этой игре в оружии, которым владели участники и в элементе пряток, от успешности которого во многом зависел успех всей оперции, если не хотелось переходить в те самые "юридические дебри" стрелялки, ведь убитый сзади, а не "в открытой перестрелке" уже ничего не мог возразить и оспорить...кроме, конечно, правильности и мужественности твоего поступка))
7. Жмурки
Единственная игра из этого списка, в которую играть лучше в помещении, чем на улице. Ответ на вопрос "почему?" таков - потому что в неограниченном пространстве будешь "жмуриться" до старости)) По правилам водящему завязывают глаза, раскручивают, а затем разбегаются по разным местам, пока Жмур считает до десяти. Далее вслепую, ориентируясь по звукам (участники игры должны находиться в движении, иначе это были бы жестокие "Прятки"), он должен поймать кого-то из ребятни. Пойманному завязывают глаза и он принимает эстафету Жмура) Мы играли дома у друга человек по 6-7, но, чем больше людей, тем только лучше!
8. Прятки
Про "Прятки" тоже вряд ли кто-то мог не слышать. "Раз-два-три-четыре-пять - я иду тебя искать!" Нет, нет, никакого Фредди Крюгера)) только друзья и уже гораздо большее пространство для игры, нежели в "Жмурках", ведь теперь в распоряжении водящего не только слух, обаняние и осязание, но и зрение, на долю которого, между прочим, приходится 90% получаемой человеком информации!
Пока мающийся традиционно считает до 10-ти, остальные мальчишки и девчонки прячутся как можно лучше и пытаюстся не выдавать своего присутствие, хотя перемещения в процессе игры не запрещены. Если водящий находит одного из спрятавшихся, он кричит "туки-туки, *имя*" и бежит со всех ног до места, где вёл отсчёт, и его задача прибежать первее обноруженного товарища и "застукать его", ведь в противном случае он так и останется водящим.
9. Письки-Танчики (Пихты-Яхты)
Наверняка, популярность эта игра имеет под другими названиями, но я их не знаю, т.к. у нас она называлась именно так) Один товарищ из соседнего подъезда выдвинул мнение, что называется правильно сие развлечение "Пихты-Яхты", но поскольку это озвучил Саша Косой (а Вы можете предположить как обычо прислушиваются дети во дворе к человеку с погремухой Косой), версия была манкирована. Для возможности в неё поиграть требовался лишь складной ножик, который хорошо фиксировался в положении 90 градусов. Ну и увлажнённый песок, используемый в качестве площадки для игры:
Я не знаю почему, но младшая единица боевой техники называлась у нас далеко не катером!)) Наверное, мудрейшины двора познали, что без катера ты солдат, а вот без... Ну да ладно. Суть игры заключалась в том, чтобы, собрать необходимое число "юнитов", назовём их так, разной сложности исполнения. Втыкаешь нож в песочек, а тупую его часть подбрасываешь пальцем вверх, чтобы орудие сделало в воздухе обороты и приземлилось в какой-либо из указанных выше позиций. Затем на разровнянной части песка, служившей своеобразным табло, делали условные пометки о полученных достижениях. Палочками обозначали письки (испокон веков , ещё в наскальной живописи), кружочками танчики и т.д.. Несколько палочек (5, если мне память не изменяет) давали возможность их стереть и нарисовать кружочек, несколько кружочков давали право на более знатную фигуру...Вообще очень занимательно, захотелось повторить.
10. Вышибалы
Игра с мячом, в которую любили играть и мальчишки и девчонки, но прилететь там могло довольно крепко! Для такого развлечения требовалось как можно больше пушечного мяса, поэтому чаще всего в "Вышибалы" играли в школе на уроке физ-ры, когда собрать большое количество участников не было проблемой.
В начале игры выбираются вышибалы - 2 человека, встающие на расстоянии около 10м друг от друга, а между ними встают все остальные, кому нужно будет уворачиваться от бросаемого вышибалами мяча. В кого попал снаряд - тот выходит из игры. Продолжается действо до тех пор, пока не останется всего один вышибаемый и в него будет сделано столько бросков мяча, сколько ему полных лет. Увернулся ото всех - значит он победитель, попали - значит победили вышибалы. Есть ещё интересный момент - кто-то из участников может поймать "свечку", дающую дополнительную жизнь или же возможность вернуть на поле любого из уже выбывших из игры ребят. Под "свечкой" подразумевается пойманный налету мяч, не касавшийся земли. Бывают и дополнения к правилам, например, особые виды бросков с соблюдением определённых условий и требований как вышибалами, так и вышибаемыми.
11. Али-Баба
"Али-Баба," - "На что, слуга?" - "Починяем рукава," - "На какие бока?" - "На пятые-десятые, нам Валерку сюда!")) Что-то знакомое?
Тоже игра, знакомая мне с общеобразовательных учреждений, начиная с детского садика. Сразу полюбилась всеми детишками, поскольку является очень весёлой, подвижной и со спортивной ноткой) конечно, следовало учитывать определённый риск, связанный с её возможной травматичностью, но а какое же веселье в детстве обходилось без этого риска?? Разве что игровые приставки дома с своим изобилием видеоигр, в моём случае SEGA) Но речь не об этом.
Для "Али-Бабы" требовалось тоже довольно большое количество ребятишек, которые выстраивались в две равные цепочки друг напротив друга, взявшись за руки, и после кричалки вызывали конкретного человека попытаться пробить оборону из сомкнутых рук. В случае успеха, которым было разъединение рук, прорваший укрепление забирал одного из людей, чьи руки не выдержали напора, к себе в команду. Если руки оказались крепче, чем напор бегущего игрок, то этот малец вставал в команду соперника. И так продолжалось до тех пор, пока некого будет разрывать)
12. Съедобное-не съедобное
Забавная малоподвижная игра с мячом, в которой нужно дать разгуляться фантазии и можно вдоволь посмеяться. Причём подходит для совместной игры в девчонками. Скушать вантуз, шлёпанцы или ушко Холифилда, отказавшись перед этим от омара и отбивной под сыром с яичком, совершенно безболезненно для желудка и репутации можно только в этой игре!) Здесь кидающий мяч накидывает варианты чем Вам отлакомиться во время, пока мяч летит в Ваши руки, поэтому взвесить решение некогда, и мы получаем забавные гастрономические ситуации. Впрочем, всегда есть право отбить мяч. Но это так, с девочками поиграть))