В настоящее время корейская культура чрезвычайно популярна во всем мире, во многом благодаря своей двойственности — народу удается сохранять верность корням и при этом принимать и создавать самостоятельно новые веяния и ориентиры. Поэтому я никак не могу обойти вниманием эту тему.
Корейских фильмов я видела не слишком много, а мода на многосерийные дорамы и вовсе обошла меня стороной. Но несколько картин все же оставили у меня долгое послевкусие, в котором были нотки восхищения, грусти, а порой и отторжения. Но они никак не могут оставить зрителя равнодушным.
Мое собственное знакомство началось с фильма «Остров», который был снят режиссером Ким Ки Дуком (он не так давно скончался) в 2000 году. Эта картина открыла своему создателю путь в мировой кинематограф, на котором он со временем обрел статус культового режиссера с особой стилистикой. В то же время его творчество настолько неоднозначное, что здесь все зависит от вкуса и эмоционального восприятия.
«Остров», как и многие артхаусные фильмы, был представлен на международных фестивалях и получил несколько наград - главный приз на фестивале фантазийного кино в Брюсселе, специальную премию и приз за женскую роль на фестивале фантазийного кино в Ситжесе, а также номинацию на премию «Золотой лев» и награду Сети продвижения азиатского кино на Венецианском кинофестивале. В России он был показан на 6-м кинофестивале «Лики любви» и был удостоен упоминания «за самую шокирующую любовь».
При этом многие зрители оценили фильм крайне негативно, а кинокритики писали о нем как о «чернушном и тошнотворном». Но были и исключения — некоторые рецензенты оценили его как чистое и бесхитростное видение чувственной любви, которое не найти ни в европейском, ни в американском, ни в нашем кино. А ведь это было сказано двадцать лет назад. Поэтому сейчас уже уместно рассудить о том, прошла ли картина проверку временем и насколько объективны как восторженные, так и негодующие эпитеты.
«На уровне содержания переплетение мелодраматизма и жестокости приводит к появлению странного терпкого коктейля из противоречащих друг другу эмоций, который больше всего придется (и уже пришелся, как показывает мода на Ким Ки Дука в России 2000-х) по вкусу романтически настроенным, но скучающим хипстерам. Все это, однако, не отменяет того факта, что в своем смысловом ядре «Остров» остается интереснейшим исследованием языка любви, редко репрезентируемым в кино с такой художественной бескомпромиссностью» - такую характеристику я встретила на Кинопоиске, и пожалуй, на данный момент она весьма точно отражает и мое восприятие. Раньше я время от времени пересматривала этот фильм, что скорее всего было созвучно внутренним проблемам, но со временем, когда в собственной жизни установился какой-то мир и лад, он остался для меня отголоском темной стороны восточного мировоззрения. А быть «в тренде» я вообще никогда не стремилась.
О чем же рассказывает фильм? Его главная героиня — хозяйка нескольких плавучих домиков на озере, которые сдает в аренду рыбакам (актриса Су Джун). Также она кормит постояльцев, привозит к ним девушек по вызову и сама оказывает интимные услуги. Видно, что каждый день на этом «острове» похож на другой, и в основном здесь царит тишина: хозяйка, по всей видимости, нема, а болтовня постояльцев воспринимается как «белый шум». Затем в одном из домиков поселяется странный незнакомец (актер Ким Ю Сок), который оказывается бывшим полицейским. Он скрывается здесь потому, что из ревности убил подругу, и через некоторое время пытается совершить самоубийство необычайно жутким способом. Его спасает главная героиня и между ними вспыхивает странное чувство, которое я бы с трудом назвала любовью, - скорее больное и разрушительное притяжение, которое губит и самих героев, и тех, кому не посчастливилось попасться под горячую руку.
Больше о сюжете в принципе нечего сказать. На первый план в этом фильме выходят символы, вроде воды, цвета домиков, рыб, крючков для ловли, которые задействованы в двух поистине шокирующих сценах. Также присутствует кровь и откровенность. Но оценить глубину всей этой символики сложно, в частности потому, что история уж очень лаконична. То, что почти нет диалогов (героиня бессловесна, герой говорит мало), являлось одной из визитных карточек Ким Ки Дука, как бы намекающей, что глубокий и толковый зритель сам сделает выводы. Но лично мне очень трудно сопереживать персонажам, о которых практически ничего не известно, - это какие-то «идеальные незнакомцы» в вакууме, которые будто зародились в этом затхлом водяном мирке уже взрослыми и не способны ни к какому развитию. Поэтому в финале пара и плывет по течению в домике, лишившемся опоры.
Исходя из этого, я не могу оценивать фильм как жизненную историю, но как живописное полотно считаю его очень неординарным и ярким. Здесь интересная визуальная палитра, напряженная атмосфера и несомненная психологическая глубина — вот только исследовать ее опасно, будто стоишь на краю бездны вместе с героями. Поэтому лучше всего использовать ее в качестве шоковой терапии: страшные сцены, когда главные персонажи калечат себя, могут на время заглушить душевный раздрай зрителя. Но подсаживаться на такое «лекарство», избегая настоящего решения проблем, все же не стоит.