В преддверии нового учебного года каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом «Готов ли мой ребенок к школе?», «Что он должен знать и уметь к первому классу?».
Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»?
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, интеллектуального, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья ребенка.
Во-первых, ребенок должен быть физически готов: в первый класс зачисляют детей, достигших возраста шести лет и шести месяцев и не имеющих противопоказаний по здоровью. Ребенок должен обладать достаточной мелкой моторикой и уметь контролировать свои физиологические потребности.
Во-вторых, это социально-психологическая готовность. Здесь существует множество показателей. У ребенка должны быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен правильно вести себя в различных ситуациях, уметь общаться со сверстниками и со взрослыми. Он также должен понимать, зачем ему нужно ходить в школу.
Третий важный компонент - интеллектуальная готовность, которая подразумевает способность ребенка обобщать, сравнивать предметы, выделять их основные признаки и делать выводы. Умение читать, различать звуки, слоги, слова, предложения, считать и решать элементарные задачи, готовить руку к письму, иметь широкий кругозор - это базовые навыки, без которых будет трудно в первом классе.
Знать слово «надо» — значит уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным обстоятельствам или правилам. В психологии это называется «произвольность»; она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе.
Важно понимать, что подготовка к школе не начинается за месяц или два до начала учебного дня. Это постепенный процесс, сопровождаемый поддержкой, пониманием и позитивным настроем.
Вам также могут быть интересны наши другие статьи: