Найти тему
Стакан молока

Душа у русского часто нараспашку

– Вспомним далекие-предалекие времена. Тогда при правлении Владимира Святославовича языческая Русь неожиданно приняла… христианство!

До сих пор у многих зарубежных и наших историков, богословов сей неопровержимый факт вызывает немалое удивление… Почему вчерашние славяне-язычники с такой легкостью приняли новое учение?

Фрагмент очерка "Уроки русского" // На илл.: Художник Андрей Шишкин. Славянская богиня Девана
Фрагмент очерка "Уроки русского" // На илл.: Художник Андрей Шишкин. Славянская богиня Девана

Татьяна Леонидовна Миронова, доктор филологических наук, член-корреспондент Международной славянской академии наук, отвечает на вопросы слушателей лектория по русскому языку. Начало здесь

– Рискну утверждать, никто тогда, в 988 году, не навязывал нашим предкам коренного отрицания своих языческих традиций… Напротив, русичи добровольно выбрали именно христианство.

Потому что оно им показалось созвучной с картиной мира, выработанной их праотцами за тысячи лет… При внимательном изучении русского христианства открывается – многие его ключевые понятия во всех сферах религиозного познания ведут свое происхождение из славянского язычества.

К ним относятся Бог, душа, святость, чудо, рай, воскресение, крест, молитва… Эти слова пришли в христианство из языческой древности. И реконструкция их исконных значений, по сути, воскрешает мировоззрения славян-язычников.

– Извините… Но реконструировать их религиозное представление в дохристианские времена очень сложно, – не удержался мужчина с внешностью въедливого научного сотрудника. – Ведь достоверных письменных источников славянского язычества не сохранилось.

– Да, вы правы… Именно поэтому единственно исторически значимые факты можно извлечь лишь из русского языка. С его старинными сказками, пословицами, загадками, приметами, поверьями. Ведь они до сих пор бдительно охраняют нашу дремучую древность… Для наглядности, друзья, мы к ним и обратимся.

Душа человеческая – первое, что заставляло и заставляет человека задуматься об инобытие. О мире сверхъестественном, не подающемся осязанию и не доступном зрению… Ее когда-то славянин представлял в облике ветра, огня и птицы.

Само слово «душа» происходит от глагола «дуть». И сближается с образом ветра. Особенно при расставании… Человек мог из-дох-нуть, за-дох-нуться, испустить дух. Его могли за-душ-ить… О возвращении к жизни в старину говорили: от-дох-нул, от-дыш-ался.

Душа в славянских воззрениях сближалась также с огнем. Поскольку она, пребывая в человеке, давала телу внутреннюю теплоту и жизнь… Когда он умирал, становился холоден и неподвижен, гас внутренний огонь души.

Древнее выражение «погасла жизнь» говорит нам, что душа в образе горящего в человеке огня – исконно русское представление… Во многих наших приметах течение бытия сравнивается с горением свечи.

Даже сегодня в православных христианских храмах многие следят за зажженной и поставленной ими свечи… Боятся, она погаснет, не догорев. Видя в том примету скорого ухода из жизни.

Кстати, глагол «гасить» издревле употребляется в значении убивать, истреблять… Глагол «гаснуть» – истощаться, худеть, клониться к смерти… Или вот еще одна языковая цепочка смыслов. Потухнуть – говорят обычно о свече, огне. А протухнуть, затухнуть – о падали, о мертвом, бездушном теле.

Душа представлялась славянам и птицей… Не только потому, что казалась людям стремительно летящей по жизни. Способной покинуть тело (выражение «душа отлетела в мир иной») и вернуться в него, как птица в гнездо.

Главное – душа-птица, оставив свою телесную оболочку, принимала новую форму и попадала в мир иной… Подобное в живой природе происходит только с птицей. И это удивляло и восхищало древнего человека. Заставляло его задуматься о преображениях собственной души.

Ведь птица на его глазах вначале рождалась в виде яйца. Потом вылупливалась из него птенцом, как бы рождаясь вторично… Не зря появилась русская загадка «Дважды родится, а раз умирает». В отгадках – и птица, и душа.

– Как же хорошо на душе! – расчувствовалась в первом ряду старая-престарая бабуля с павловопасадским платком на плечах. – Мы до сих пор, слава Богу, сохраняем свои древние традиции!

– Вы правы, бабушка… Именно представлением о душе-птице объясняется обрядовое значение яиц. Оно служило язычникам-славянам знаком возрождения к новой жизни, скрытой в его зародыше.

И сегодня в нашей христианской обрядности сохранилась славянская языческая традиция… Многие на Пасху и на Радоницу, в день поминовения усопших, ходят с крашенными яйцами на кладбища.

Чтобы «христосоваться с покойными родителями» на их могилах. А потом, уходя, оставить усопшим предкам яйца на земле. Или закопать их… Сохранились и некоторые другие стародавние обряды, связанные с душой-птицей.

Древние славяне не сомневались, что душа умершего после разлуки со своим телом до шести недель (сравните: в русском христианстве до сорокового дня) остается с нами в этом мире.

Родственники и по сей день оставляют для души умершего на окне или на столе чашку со святой водой… Вешают полотенце, чтобы она омылась, отерлась и предстала перед Богом чистой.

В поминальные дни для души усопшего до сих пор ставят на стол рюмку с водкой, покрывая ее хлебом… Ими, правда, в течение времени заменили чашку воды и блин, предназначенные ей перед «полетом» в дальний путь во времена славян-язычников.

– Вот и я того гляди туда «полечу», – безысходно вздохнула старая-престарая бабуля из первого ряда… И павловопосадским платком вытерла покатившиеся по щекам слезы. – Доченька, не обращай на меня внимания… Продолжай.

– Бабушка, не торопитесь, пожалуйста, в мир иной… Так вот. Славянин-язычник разделял свою природу на духовную и телесную. Имел четкое, укорененное в языке и поверьях понятие о душе. Его-то христианство и приняло, укрепило, развило.

А русский язык лишний раз подтвердил – она искони была и остается до сих пор большой, даже главной частью нашего естества… Это видно в выражениях, которыми мы описываем сами себя.

Русские называли душой всякого человека в казенном, государственном смысле… Это и крепостной в царской России, где помещики владели «душами». И любой человек, платящий подати государству так называемый подушный налог.

Детей в семьях считали на души и говорили: «десять душ детей». Едоков и работников на селе тоже числили по душам… До сих пор у нас расчет бюджетных средств идет «на душу населения».

Но в другом, конечно, самое главное в нашей любви к этому слову… Вся человеческая жизнь по-русски – жизнь души. Ведь именно этим словом мы можем описать все, что способны пережить и почувствовать.

Радостно или муторно бывает именно на душе… Дело может быть по душе или не по душе… Душа частенько к чему-то не лежит… А еще душа не принимает, меру знает, от страха в пятки уходит… Делают что-либо от всей души, с дорогой душой и за милую душу.

Бывает, с души воротит… Душа у русского часто нараспашку… Иногда душа болит, частенько просит, надрывается, порой она не на месте… Подчас человек берет на душу грех… Случается, он отводит душу.

И это еще не все… Мы, общаясь друг с другом, с точки зрения языка соприкасаемся именно душами!.. Русские живут душа в душу… Говорят по душам… Стоят над душой… Влезают кому-нибудь в душу… Тянут за душу… Души не чают… Беду душой чают.

В русском должно быть очень много души… Отчего, по его представлениям, великодушный человек – непременно хорошо. Малодушный – безоговорочно плох… Душа – добрая или низкая, широкая или подлая.

Правда, тогда она уже не душа. А всего-то душонка!.. Этот слово, пожалуй, определяет в русском человеке все его существо. И это представление, безусловно, имеет дохристианские, языческие истоки.

Но христианство впервые заговорило со славянином-язычником о спасении его души… Оно пообещало ему, благодаря Вере в Бога, сохранить то, что он любит в себе и других больше всего на свете – бессмертную человеческую душу!

Вот что навек покорило нас в христианстве… Вот что делает русское православное христианство особенно теплым и радостным.

Почему?.. Да потому, что оно отвечает глубинным народным представлениям о смысле жизни. Ведь до сих пор для нас высшая похвала – душевный человек!..

– Большое спасибо вам, Татьяна Леонидовна! – в центре зала мощно, как в храме, зазвучал голос пожилого священника. В черной рясе и с серебряным крестом на груди. – За правильные и добрые слова!.. Их сегодня так не хватает русским, далеким от церкви!

– Вы правы, батюшка! Чем больше приходит людей на «Уроки Русского», тем и мне радостнее на душе… Друзья! Я готова и дальше отвечать на ваши вопросы.

Продолжение здесь

Tags: Очерк Project: Moloko Author: Мещанинов Д.

Книга "Мы всё ещё русские" здесь и здесь