Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

3 нетривиальных мистических сериала которые вы могли пропустить

Оглавление

Давненько не разбирали мистические сериалы - так что для тех, кто летом находит время для ТВ-марафона, вот несколько весьма любопытных образчиков.

Нулевой канал. Дверь грёз

shot from "Channel Zero"season 4/2018/Nick Antosca/kinopoisk.ru
shot from "Channel Zero"season 4/2018/Nick Antosca/kinopoisk.ru

Не знаю, довелось ли вам познакомиться с концепцией проекта Ника Антоски "Нулевой канал", но вкратце это звучит так - экранизация крипипаст. Если со словом "крипипаста" тоже не всё ясно, то давайте разбираться. Крипипаста - это, по сути, страшилка, байка, вроде тех ,что рассказывали полуночники в "Боишься ли ты темноты" или вроде тех, которые многие любят рассказывать в кругу друзей, доводя друг друга до испуга и до скачка адреналина, конечно. Отличие крипипасты - её публикуют в Сети, и, конечно, история начинает обрастать подробностями - люди со всех уголков света рассказывают похожие истории, дополняют жуткую байку или пытаются её опровергнуть. Понять, кто подыгрывает первоисточнику, а кто вправду что-то видел, да и насколько правдив автор первичной истории, скажем так, не представляется возможным. Но мы любим истории. И мы любим жуткие истории.

Вот Антоска об этом и узнал, а ещё он подумал - почему бы не брать за основу сценарного костяка одну из таких леденящих историй из сети. Так и возник "Нулевой канал" - своеобразная вещательная сеть снов или жутких страхов простых пользователей сети. Для четвертого сезона была выбрана крипипаста, опубликованная около 4х лет назад Шарлоттой Байуотер с недвусмысленным названием "Я нашла тайную дверь в подвале своего дома, кажется, я сделала большую ошибку".

shot from "Channel Zero"season 4/2018/Nick Antosca/horrorhomeroom.com
shot from "Channel Zero"season 4/2018/Nick Antosca/horrorhomeroom.com

В общем-то, длинное предложение, которое вы сейчас прочитали, и есть основная сюжетная затравка. Только если в крипипасте на этом вся история заканчивается, здесь она только начинается - всё же 6 эпизодов нужно было чем-то заполнять. Конечно, из каморки в подвале мог вырваться монстр, который стал бы творить бесчинства по всему городку, но ведь мы в 2021, и тут диктует не слешер. Так что авторы, разумеется, вложили в эту обложку страницы кармы, генов и травмы.

Том и Джиллиан недавно сошлись, и они приезжают в свой новый дом чтобы начать там новую жизнь, только вот у каждого из них в прошлом хватает крепких нитей, которые не так просто оборвать. Часть этих нитей и ведёт к двери, которую они находят в подвале дома. Не без малых усилий взломав дверь, герои находят лестницу, ведущую вниз, и ещё одну дверь, которая уже никак не поддаётся никаким физическим воздействиям, хотя бронированной она не кажется. Тем временем, в доме Джилл и Тома появляется пес - точная копия собаки, которая была у Джилл в детстве. А Том начинает куда-то уезжать вечерами, и это становится некой каплей, которая помогает Джилл понять, как же открыть эту дверь. В ходе жуткой сцены в открывшейся комнате, олицетворяющей сразу целый скоп интернет-страшилок (человек просто стоит спиной, потом начинает неестественно двигаться), мы впервые видим Кренделя Джека.

Роль Кренделя Джека - неестественно гибкого гимнаста с покрытым белой пудрой лицом и одетого в красный свитер - исполнил Трой Джеймс, победитель шоу талантов, так что все движения, какими бы нереальными они не казались, выполнены артистом без применения CGI. А ещё Крендель Джек - это давний знакомый Джил, её детская выдумка, нарисованный ею персонаж, созданный для защиты Джилл. Теперь, когда он материализуется, Джилл предстоит узнать, как её агрессия и страхи могут воплощаться во внешнем мире. А сосед пары Ян, кажется, знает больше, чем должен бы.

shot from "Channel Zero"season 4/2018/Nick Antosca/ru.fredtvshow.com
shot from "Channel Zero"season 4/2018/Nick Antosca/ru.fredtvshow.com

Авторам удалось как минимум одно - создать запоминающегося персонажа по имени Крендель Джек, это действительно яркий образ. Подключение темы кармы, детской травмы и настигающих теней из прошлого пошло на руку сериалу - кроме того, что это под стать современным тенденциям, создатели смогли изобрести интересный механизм материализации страхов, агрессии и защиты. Сериал обращается к психоанализу и юнгианству - архетипический смысл дверей, круги защиты и инкапсулированные воспоминания отлично соседствуют с мистической подоплекой (это же юнгианство, в конце концов). Антоска не спешит раскупоривать шкаф со скелетами, и, хотя дверь была открыта в самом начале, события прошлого откроются нам лишь ближе к финалу сезона - порой есть элемент затянутости и некоторые провисания в поступках героев, но они незначительные. Техническая реализация не потягается с уровнем контента Пила/Абрамса, но с ней всё хорошо.

30 сребренников

poster to "30 Monedas"/2020/Álex de la Iglesia/imdb.com
poster to "30 Monedas"/2020/Álex de la Iglesia/imdb.com

Когда вы в последний раз видели сериал, действие которого не ограничивается небольшой локацией и затрагивает больше, чем несколько человек? Сериал испанского режиссера Алекса де ла Иглесиа тоже начинается с событий в небольшом городке - можно даже сказать, крохотном - но впоследствии масштабируется до глобальных тем.

Впрочем, событие, которое открывает историю в пригороде Сеговии, весьма неординарное - вместо теленка у коровы родился человеческий младенец. Конечно, это вызвало резонанс, и чтобы волна резонанса не прокатилась по всей стране, дело берёт на свой контроль мэр Пако - это один из основных персонажей, мэр с функциями полицейского, тамады, семейного психолога и прочее - Пако лично решает практически все проблемы в городе. Разбираться в происходящем Пако помогает Елена - ветеринар, к которой Пако не ровно дышит, но в силу своей мягкости, остаётся с супругой, которая, как выясняется по ходу повествования и есть причина его успешной карьеры.

poster to "30 Monedas"/2020/Álex de la Iglesia/dizi-mania.com
poster to "30 Monedas"/2020/Álex de la Iglesia/dizi-mania.com

Пако и Елена отправляются к отцу Вергаре -священнику, который недавно прибыл в город по назначению церкви. Вергара - персонаж неординарный, скептически настроенный священник, который занимается боксом, хранит мрачные секреты и предпочитает всё объяснять логически. В ситуации со странным младенцем Вергара тоже отказывается верить в мистику и ловко объясняет, что младенца кто-то подкинул. Однако, скоро местный полусумасшедший Антонио объявляет, что должен расправиться с младенцем, а после того, как его убеждают отдать ребенка, бросается с башни. Женщина, которой доверяют понянчиться с ребенком сходит с ума, и Елена с Вергарой скоро вынуждены будут спасать мэра от няни, подопечный которой превращается в нечто жуткое.

Всё это - лишь начальная затравка. Уже в первой серии мы видим интро с зомби, подчиняющемся воле амулета, отсылку к "Омену", жуткую заваруху с няней, серебряные пули и потайную комнату отца Вергары. И, честно говоря, к концу первого эпизода остаёшься в весьма спутанных чувствах. Я бы сказал больше - лично мне не хотелось включать вторую серию. То ли из-за того, сколько всего намешано, то ли из-за странного персонажа Вергары, мотивации которого кажутся неоднозначными (и не зря) на протяжение почти всего сериала. Кроме того, напрягает некоторый элемент "санта-барбары" - семейные разборки Пако и его жены, любовный треугольник и прочие дрязги в маленьком городке всё это продолжит преследовать нас на протяжении всех серий. Не зря автор "30 сребренников" специализировался на комедиях - это чувствуется, и это... не плохо.

Если посмотреть второй эпизод, всё идёт на верный лад. Да, втягиваться в сериал непросто, но зато он действительно необычный, и способен подарить немало интересных моментов и впечатлений. Насыщенности истории из 8 часовых серий может позавидовать любой сериал из Штатов - в каждой серии открываются новые подробности, раскрывающие тему с неожиданной стороны, появляются новые персонажи и антигерои. Скоро мы узнаём, что Вергара хранит древнюю монету - один из тридцати сребренников, тех самых, полученных Иудой за предательство Христа. И именно эта монета является причиной всего происходящего - Вергара начинает получать послания, одну жутче другого, с требованиями отдать монету.

Определенно, Иглесиа создал всё это кинопространство не только для того, чтобы рассказать историю и вплести туда неоднозначных и даже несколько комичных персонажей - сериал идеально подходит для рассуждений о смысле бытия, о религии, о силе и власти, тщеславии и гордыни, о добре и зле. Используя отсылки и щедро закидывая зрителя в каждой серии новой механикой - и каждая из них достойна отдельной истории, одно зеркало чего стоит - авторы постепенно переносят нас в прошлое Вергары, знакомят с его товарищами, и, постепенно разлучая Вергару с жителями городка, знакомят нас с глобальными заговорами, концепциями, чтобы в конце вновь свести персонажа с жителями Сеговии, ставшей ареной битвы сил добра и зла. Масштабности всего происходящего веришь с трудом - сериал даст фору многим историям о теориях заговора и о спасении мира от пришествия зла. То, что творится в финальных сериях вызывает примерно такие мысли - неужели кто-то взял и снял это в 2020? Если вам хочется посмотреть что-то оригинальное, если вам близка тематика теорий заговоров и историй в духе "Кода да Винчи", но при этом вы готовы к некоторой "мыльнооперости" происходящего и сумеете дать сериалу немного времени - вы останетесь, как минимум, в восторге.

Лок и ключ

shot from "Lockey & Key"/2020/Michael Morris, Vincenzo Natali/kuzalians.ru
shot from "Lockey & Key"/2020/Michael Morris, Vincenzo Natali/kuzalians.ru

Фэнтези-стилистика зачастую подразумевает очень трудоемкую работу для тех, кто взялся за экранизацию - воссоздание выдуманных городов и пространств, создание (и изобретение, в книге ведь только описания) костюмов, масса компьютерной графики во избежание неуклюжей буффонады для изображения какого-нибудь огра или тролля. Но "Лок и ключ", в минувшем году собравший отличную аудиторию на Netflix и уже продленный на второй и третий сезоны, отличается иным подходом. Действие истории разворачивается в реальном мире, где обычные люди носят обычную одежду, ездят на обычных тачках и живут в обычных домах. Ладно, семейство Локов живёт не в обычном доме - мать с тремя детьми после трагического происшествия с главой семейства - школьный психолог был застрелен пациентом - переезжают в фамильный дом того самого супруга. Но сам дом тоже вполне обычный, хоть и фамильный - суть не в нем.

Суть в ключах, магических артефактах, каждый из которых наделен уникальным функционалом. И эти ключи спрятаны по всему дому. Не успевают дети вдоволь наворчаться о трудностях переезда и начать адаптироваться к новой школе, как самый младший, Боди, слышит "голос" ключа - таинственную мелодию, которая как бы зовет. Найденный ключ позволяет Боди сделать любую дверь дверью в место, куда он хочет попасть - первый "портал" приводит Боди в кафе-мороженое, и герой понимает, что всё взаправду. Подсказывает Боди некая дама, голос которой доносится из старого колодца и которую случайно находит Боди. Скоро Боди вызволяет девушку, которая оказывается совсем непростой.

shot from "Lockey & Key"/2020/Michael Morris, Vincenzo Natali/imdb.com
shot from "Lockey & Key"/2020/Michael Morris, Vincenzo Natali/imdb.com

Таким образом герои получают и оружие и врага - таинственная незнакомка намерена получить ключи, и открыто об этом заявляет. Боди рассказывает о ключах старшему брату Тайлеру и сестре Кинси. Попытка поделиться с мамой заканчивается ничем - несмотря на то, что женщина с помощью другого ключа попадает в зазеркалье, откуда её приходится спасать, она тут же забывает о происшествии. Герои понимают, что их отец, который вырос в этом доме, владел магией ключей, но почему-то его брат, который навещает семейство, ничего об этом не помнит.

Герои начинают находить разные ключи, и каждая находка - подарок для зрителя, это как открывать яйцо с игрушкой из киндер-сюрприз в детстве. Есть ключи, которые позволяют покинуть тело, есть такой, который поможет заглянуть в чужое (или свое) подсознание, есть воспламеняющий ключ - всё это очень интересно. Несмотря на то, что представления героев о реальности меняются, и им приходится осваиваться в новом мире, адаптация к реальности со школой и новыми друзьями никуда не девается. Кинси находит компанию друзей, которые снимают любительские ужасы, Тайлер пытается покончить со своим кредо ловеласа, мать семейства знакомится с соседкой, у которой тоже есть секреты. Ко всему прочему, герои продолжают примиряться с потерей отца семейства, и очень скоро один из ключей подкидывает им очень нелицеприятное воспоминание, которое намекает на то, что глава семейства в молодости был как-то причастен к исчезновению нескольких подростков - своих друзей.

Впереди ещё много секретов и сюрпризов, напряженных моментов и красочных визуализаций. "Лок и ключ" подкупает, в первую очередь, своей легкостью и обаянием - несмотря на разнообразие ключей и их функций, сеттинг сериала не кажется перегруженным и тяжелым. Это очень приятное фэнтези, с вполне обаятельными героями, интересными механиками и хорошим музыкальным сопровождением. Есть в постановке книг Джо Хилла (да, автор оригинала - сын Стивена Кинга) и минусы - разнообразие ключей рисует в голове невероятные возможности комбинаций и ухищрений, но на экране мы не видим и десятой части этого. Есть некоторые провисания в характерах старших детей и в их мотивациях - впрочем, подросткам, это свойственно порой. Подружить магию и реальность тоже не совсем идеально получилось - герои порой используют ключи где не надо, а где надо - не догадываются. Но в целом, сериал оставляет очень положительные впечатления, не требует сложного вхождения, и даёт приятную передышку в череде сложных драматических и замудренных хоррор-сериалов.

Ещё в Телеужин:

Роли звездных актеров в хоррорах - первая и вторая части

Стивен Кинг об адаптациях своих книг - тут и тут

Совсем новые - три мистических хоррора в новом выпуске "Свежевыжатых"

15 лучших хорроров 90-х по версии Rotten Tomatoes

Новый выпуск "Три пропущенных" - три атмосферных хоррора 2010х