Коренные народы Арктики встревожены происходящим, но представители турбизнеса не обращают внимания на протесты аборигенов. Чудо древней тундровой цивилизации – ненецкий чум, стал объектом массового воровства. Поделать с этим оленеводы Ямало-Ненецкого округа ничего не могут. Ведь беда приключилась в Мурманской области.
Владельцы турбаз в Лапландии хотят видеть у себя как можно больше клиентов, готовых щедро раскошелиться на этническую экзотику. Чтобы привлечь посетителей, они используют узнаваемые для россиян образы из тундры. Речь об изобретении ненцев-оленеводов – о чуме. Слава о нём облетела всю Россию. Коми и другие северные народы копируют чумы и живут в них в своё удовольствие. Нет ни одного человека, который не знает, что такое чум. Туристы сгорают от нетерпения, если узнают, что им выдастся шанс познакомиться с чумом поближе.
Однако в Мурманской области трудно найти ненецкий чум. Всего полторы сотни ненцев обжили необозримые просторы тундры и чарующие леса Лапландии. Первопроходцами в конце 19 века стали несколько семей, переселившиеся по льдам Белого моря вместе с оленеводами коми-ижемцами. Тундровики живут вдали от городов посещаемых туристами. Так недавно ненецкая семья даже освоилась на полуострове Рыбачьем, самом северном уголке Лапландии, куда не ходит общественный транспорт и даже не летают вертолёты. А день оленевода в Лапландии отмечают скромно, не так как в ЯНАО. Так что встретить ненца в Лапландии – большая удача. Да и чумы там не у каждой семьи.
Так откуда в Мурманской области взяться ненецкому чуму?
Владельцы местных турбаз и мест для развлечения с этническим колоритом нашли выход. Предприниматели заказывает себе упрощённые копии чумов далеких от оригинала, и приписывают чум коренным жителям Лапландии. Народу, имя которому – саамы (саамов в России всего две тысячи человек). Однако познакомиться поближе с саамской культурой бизнесмены очевидно ещё не успели.
«Вы сможете посидеть у огня в настоящем саамском чуме»,– пестрит рекламой интернет.
И саамы от этого в шоке. Ведь они никогда не изобретали чум. Саамского чума нет.
Чум есть у ненцев, а также у коми, которые переняли его у первых. Что такое чум не надо объяснять и представителям народа ханты. Саамы российской Лапландии обустраивались по-другому. Ведя полукочевую жизнь, они жили в вежах, куваксах и в тупах. Потом переняли от русских и скандинавов избы. Аутентичные саамские постройки заметно отличаются от чумов. Например, тупа – это крошечная полуизба-полухижина из брёвен.
Значительную часть времени саамы проводили в веже. В огромном конусообразном шалаше из берёзовых жердей, связанных между собой. Кстати, перевод слова «вежа» на русский – «связанная». Щели между жердями герметизировались дёрном и мхом. Деревянного настила – пола, как в ненецком чуме, не было. Взамен печи саамы использовали железный лист, на котором горел костёр. Дым из очага не всегда хорошо уходил из «большого шалаша», и глаза хозяев и гостей слезились от копоти. Вход в неё прикрывала съемная дверь. Делали вежу два-три дня.
Однако сегодня многие упорно путают вежу с тем, что они по незнанию называют чумом.
Ещё есть кувакса. Издалека она походит на чум, и непосвящённый легко спутает куваксу с изобретением ненцев. Но вблизи разница бросается в глаза. А вот если провести внутри куваксы зимнюю ночь, то воспоминания останутся не такие приятные, как от ночёвки в теплом чуме, который благодаря отличной способности сохранять изнутри жар от печи, не берут и лютые стужи. В куваксе же плохо с теплоизоляцией, и нет пола – его заменяли хворостом или лапником.
Кувакса – это просто переносной шалаш у саамов, каркас из тонких жердей, на которые крепятся шкуры оленей или брезент. Кувакса, в отличие от чума, не такая просторная. Жить там тесновато.
И вежа, и кувакса так же отдаленно походят на чум, как хижина на избу. Но туристов в Мурманской области не торопятся знакомить с саамскими постройками. Вместо этого их зазывают посетить «настоящий саамский чум» - упрощённую копию ненецкого. В таком «чуме» посетителей встретит ряженый в саама горожанин. Отдельные дельцы в русской Лапландии зашли так далеко, что выдают за чумы деревянные гостиницы, построенные в конусовидной форме. Увы, но люди верят, что народы Арктики так и жили.
При этом чумы в российской Лапландии тоже были и есть благодаря миграции в край коми-ижемцев. Зыряне в свою очередь позаимствовали удобный чум у ненцев. Но вот какого-то особенного «саамского чума» в Арктике нет.
Поэтому мы и рассказали всю правду про чумы в Лапландии.
Автор: Михаил Пустовой.