Все, кто попадал играть в сборною СССР по хоккею в 1960-х, они все – легенды и герои. Просто потому, что эта сборная всегда побеждала. Но попасть в неё было нелегко, потому что она и должна была всегда побеждать.
Принципы отбора Чернышёва и Тарасова
Многие забывают, что старшим тренером в той сборной был отнюдь не Тарасов, а всё же динамовец Аркадий Иванович Чернышёв. Понятно, что базовым клубом был ЦСКА, понятно, что каждый хоккеист стремился в сборную, понятно, что на Тарасове был весь тренировочный процесс, но ведь за результат отвечали оба. Пусть в 1960-х уже не головой, но своей карьерой в своих очень «ведомственных» клубах, соответственно, и погонами (количеством и размером звёздочек на них) – отвечали.
Да дело даже не в погонах. Они были фанатиками своего дела и привыкли побеждать. Неужели кто-то может подумать, как мне тут в других темах канала неоднократно написали, что вот, мол, тащили в сборную только игроков из своих клубов.
Во-первых, понятно, что, конечно, тащили. Они этих своих игроков знали «от и до». А вы сами бы, вот только чуть подумав, как бы решили?
Если игроки примерно равного уровня, пусть даже «чужой» чуть получше сыграл в чемпионате, чуть больше забил, кого бы взяли? Кого знаешь, как «облупленного», на кого кстати, если что, можно и в клубе надавить по всем каналам, или «кота в мешке»? Совершенно независимого от тебя человека, который может и послать куда-нибудь подальше, если вдруг что не так.
К чести Великого дуэта тренеров Чернышёв-Тарасов, они ни одного реального гения хоккея, которых в те годы выискивали по всему СССР в самых юных возрастах, не обделили вниманием. Но не все спортсмены раскрываются рано, у многих расцвет наступает позже. Им труднее пробиться.
Но сначала про самого, пожалуй, трагичного юного гения в истории хоккея СССР.
Виктор Николаевич Блинов
Про него очень много написано во всех спортивных изданиях, поэтому я здесь очень кратко.
Играл с 15-ти лет (в те годы человек после 7-летней школы считался вполне взрослым, трудоспособным и самостоятельным) в Омске в команде, которая теперь называется «Авангард». В нынешнем сезоне 2021 Авангард – Обладатель Кубка Гагарина (смотри соответствующий материал на канале).
С 1964-го с 19-ти лет играл за Спартак (Москва). В 1968 был призван в сборную СССР и стал Олимпийским чемпионом и чемпионом мира и Европы.
По всем воспоминаниям соратников и одноклубников – обладал рекордной силой броска. По легенде как-то на тренировке в Стокгольме в присутствии шведских журналистов бросил шайбу от своих ворот в табло, висевшее над противоположными воротами. И разбил его?
Я тоже сначала испугался – вот ничего себе рекорд, а кто будет платить за разбитое табло полмиллиона долларов? Потом вспомнил (читайте на канале про советские мультики тех лет про спорт) - табло тогда были механическими!
В общем, Блинов по таланту должен был стать звездой нашей сборной на много лет, но отметил летом в Омске хорошо победу, приехал потом на сбор и умер во время игры в баскетбол от остановки сердца в 22 года.
Легенда о Викторе Блинове
Короче, Старшинов (а он всё-таки авиационный инженер дипломированный) утверждал, что скорость шайбы после броска Блинова была под 200 км/ч. У канадцев рекордным считается сила броска Бобби Халла – 190 км/ч.
Правда, совсем недавно смотрел какую-то канадскую передачу, как бы, развенчивавшую миф про такую силу броска Халла. Но там всё строилось на том, что якобы в те времена не существовало аппаратуры для замера скорости броска.
Я вас уверяю – аппаратура существовала, вовсю применялась в военных и космических разработках, была намного точнее той электронной китайской херни, что использовали в той канадской передаче спортивного канала. Ну, это как измеряя себе самому давление тремя разными электронными (синоним – китайскими) аппаратами, получаешь три разных результата. А нормальные врачи продолжают мерить старым способом с ручной накачкой.
Правда, я уверен, что в Канаде в 1960-х действительно никто силу бросков с использованием высокоскоростных камер не применял.
А вот в МАТИ, я лично, как человек из отрасли, уверен – такие камеры были. Договориться в частном порядке об их использовании Старшинов вполне мог.
Заключение
В Омске хоккейная арена названа именем Виктора Блинова. На ней проводился и хоккейный предсезонный турнир «Мемориал Блинова». В Омске есть музей Блинова. То есть, на родине – его помнят, а помним ли мы?
Я лично за себя был уверен, что помню по голосу комментатора. Но вот прям сейчас подумал, что это мог быть и Юрий Блинов.