Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Люблю музеи, в которых никого нет. Дом-усадьба Шаляпина из таких. А Шаляпин, оказалось, тот еще крендель...

Накануне дня музеев, прогуливаясь по Москве обратил внимание на два небольших особнячка с калиткой и воротами между ними. Расположены эти строения сразу справа от американского посольства. Время у меня было, подошел ближе, пофотографировал.

Фасад главного дома.
Фасад главного дома.
Элементы декора главного фасада.
Элементы декора главного фасада.
Памятная табличка.
Памятная табличка.
Бюст Федора Шаляпина.
Бюст Федора Шаляпина.

Оказалось, это усадьба Федора Шаляпина. У входа не было ни одного человека, но калитка со скрипом открылась и я оказался в неожиданно тихом внутреннем дворике. Это был уютный двор, со скамейками и группами алых тюльпанов. Это не должно было быть скучно. По своей воле, специально, я вряд ли, конечно поехал. Как оказалось, зря. Фамилия Шаляпина у всех на устах была всегда. Но в свою время мне даже трудно представить, каким знаменитым и влиятельным человеком он был.

Вид на входные ворота и калитку со стороны внутреннего дворика. Тишина и покой в центре шумной Москвы. Идилия.
Вид на входные ворота и калитку со стороны внутреннего дворика. Тишина и покой в центре шумной Москвы. Идилия.
Вход в главный дом. За этой дверью очень много интересного.
Вход в главный дом. За этой дверью очень много интересного.

Дернув дверь в особнячке справа я попал на внутреннее крыльцо с рамкой металлодетектора и охраной, где мне было любезно предложено пойти в другой особнячок на этой же территории. Вход в него находился с обратной стороны. Здесь располагались обширный холл с гардеробом и кассой, два туалета, лавочка с музыкальными сувенирами. Вернувшись в главный особняк, и сдав одежду в гардероб оказался в комнате небольшой по формату, но ценной по содержанию. Красивая мебель, завещание певца. Оригинал. Личные вещи. Дорогие по содержанию и происхождению. Некоторые сделаны самим Шаляпиным. Например фигурка таксы.

Первый зал. В центре - завещание.
Первый зал. В центре - завещание.
Личные печати. В центре в виде жука-скарабея.
Личные печати. В центре в виде жука-скарабея.
Держатель для бумаг в виде головы утки и лично выполненная фигурка таксы.
Держатель для бумаг в виде головы утки и лично выполненная фигурка таксы.

Следующая комната - зеленая гостиная.

Зеленая гостиная. На стенах живопись русских художников.
Зеленая гостиная. На стенах живопись русских художников.

Зеленая гостиная (она самом деле она оклеена обоями темно синего цвета со светлым орнаментом) посвящена кругу общения Шаляпина, в том числе и Савве Ивановичу Мамонтову -"Русскому Медичи", как его называли за поддержку искусства в России. Именно благодаря ему были поставлены шедевры новой русской оперы "Русалка", "Хованщина", "Снегурочка", "Садко" . Так московская русская опера, (получается, что частная), открыв великих русских композиторов, стала конкурентом Императорских (Петербургских) театров.

Зеленая гостиная.
Зеленая гостиная.
Извозчик. 1930г. Тонированная бронза. Автор Трубецкой П.П.
Извозчик. 1930г. Тонированная бронза. Автор Трубецкой П.П.

Следующая комната - столовая.

У Шаляпина был личный повар - Николай Хвостов, которого он брал и на гастроли. Шаляпин, который имел трудное и голодное детство очень любил покушать. Самое любимое блюдо - пельмени во всех видах, и жареные, и в масле, и в супе. очень любил он и мясо - бифштекс, бефстроганов, буженину с тушеной капустой, солянку с мясом. Сегодня даже сохранился рецепт макарон по-шаляпински.

Столовая
Столовая
Столовая
Столовая

Столовая украшена картинами Константина Коровина, который часто бывал в этом хлебосольном доме. В витринах выставлена посуда. Некоторые из вещей расписаны самим Шаляпиным.

Стол
Стол
Кружка с портретом.
Кружка с портретом.

Предлагаю ознакомиться с рецептом Николая Хвостова, личного повара Федора Шаляпина. макароны "по-шаляпински".

В достаточном количестве отвариваются грибы, какие есть - свежие или сухие. Затем грибы вынимают и в подсоленом грибном бульоне варят макароны. До полуготовности. Тем временем шинкуется лук и обжаривается на сковороде до прозрачности, затем туда же добавляются нарезанные тонкими полосками окорок или ветчина и отваренные ранее грибы. Не забудьте поперчить и слегка подсолить "начинку" по вкусу. В огнеупорную посуду выкладывается слой макарон, на него - слой лука, обжаренного с ветчиной и грибами, затем все это посыпается сыром, затем опять слой макарон, затем слои повторяются. Потом укладывается последний слой макарон , смазывается сметаной, и запекается до румяной корочки. По желанию сверху можно посыпать рубленной зеленью. Вот такой интересный рецепт.

Следующая комната - комната Иолы.

Портрет Шаляпиной И.И., фрагмент. 1934г. Художник  Шаляпин Б.Ф.  Холст, масло.
Портрет Шаляпиной И.И., фрагмент. 1934г. Художник Шаляпин Б.Ф. Холст, масло.

Она была очень эффектной балериной из Италии. Встретив в России на гастролях Федора Шаляпина полюбила его и прожила в Москве все оставшуюся жизнь. Об этой свадьбе говорила вся Москва. Но когда был куплен этот дом, в жизни Федора Шаляпина появилась еще одна женщина. Посмотрите в эти глаза, полные достоинства, печали и обиды. И с этого места в этой истории и в этом доме началась совсем другая история. Шаляпин открылся мне совершенно с другой стороны. Может быть, конечно, это и личное дело, но сюжет тесно переплетен с судьбой этого дома и судьбой великого певца. А из песни, как говорится, слов не выкинешь... Но это следующая история, мы обязательно продолжим прогулку по дому в следующей публикации. Надеюсь Вам было интересно.

Ставьте лайк, подписывайтесь. С лучшими пожеланиями, Ваш Алекс Маком! До встречи, нас ждет еще много интересного!

О дизайне, искусстве и архитектуре Вам также будет интересно:

  1. Еще одна гениальная каменная мозаика. Неожиданная находка в Хабаровске благодаря подписчице.
  2. Что делает сито на парадных портретах королевы Англии?
  3. Болезнь и искусство. Первое - заканчивается, второе - вечно!
  4. Открытие новых залов Михайловского - Инженерного замка в Санкт-Петербурге.
  5. Бриллианты, изумруды, жемчуг маслом. Роскошные и необычные ювелирные украшения на картинах прошлого.