Найти в Дзене
ПроФэнтези

Фэнтези и реализм

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда авторы фэнтези отвечают на критику: «Мой мир – это не Земля». Своя логика здесь есть: фантастический мир действительно не должен жить по законам нашего мира. В конце концов, в фэнтези есть магия и драконы :) Но это не означает, что нужно отбрасывать все аргументы логики и реализма.

Создание фантастического мира начинается с правил, по которым он живет. Это негласная основа договоренности между автором и читателями, которые ожидают прочесть интересную историю без нелогичных событий, подрывающих доверие к сюжету.

Например, в книге могут быть драконы, волшебники и великаны, которые размахивают деревьями, как дубинками. Но главный герой – мальчик-фермер, он такой же, как мальчик из реального мира, поэтому не может вырывать с корнем деревья. А если такое все-таки произойдет, то объяснение в стиле «мой мир – это не Земля» только оттолкнет читателей, потому что нарушаются элементарные законы физики.

В этом плане мне очень нравится, как подходит к созданию миров Брендон Сандерсон. Он не только описывает правила, по которым действует магия, но и задумывается о физике, биологии и прочем. К примеру, в мире Рошар бушуют сильные бури, поэтому все виды жизни имеют какую-то защиту: животные нарастили хитиновые панцири, а растения научились прятаться под землю.

Армия Людей Бивня из "Князя Пустоты" (арт www.socialecologies.wordpress.com).
Армия Людей Бивня из "Князя Пустоты" (арт www.socialecologies.wordpress.com).

«Правила игры» должны быть ясны заранее, потому что если автор не указал обратное, его книгу прочитают с учетом опыта нашего мира. Допустим, в сюжете есть армия на марше – это означает, что ее нужно кормить и снабжать точно так же, как и аналогичную армию земной истории. Автор может и не сообщать нам о снабжении, но он не должен нарушать реалистичность событий. Если эта армия совершает форсированный марш через заснеженные пустоши, чтобы осадить крепость какой-нибудь Ледяной Королевы, а солдаты не страдают от голода и морозов, автору нужно придумать хорошее обоснование.

Яркий пример неудачного обоснования из последнего, что я читал – «Князь пустоты» (Р. Скотт Бэккер). Во второй части 300 тысяч Людей Бивня (местные крестоносцы) выступают в поход через пустыню. Из них 180 тысяч – воины. Около четверти из них – конница, а у дворян наверняка не один конь. Человеку нужно в сутки 2 литра воды, коню – 20-40 литров. Это примерно 2000 тонн воды в сутки (без учета обоза, который эту воду повезет). Идти не одну неделю, поэтому дополнительное снабжение планируется по морю. Грузоподъемность каррака XV века (что уже анахронизм, если Бэккер взял за основу Первый Крестовый поход) – 40-70 тонн (причем корабль нельзя забить одной водой – есть команда, еда, другие грузы). Сами прикиньте, насколько такая схема реалистична :)

Пример удачного решения проблемы с логистикой – осада Хельмовой Пади в книге «Две Твердыни». Гэндальф за 4 дня собирает разрозненные отряды роханцев, ведет их к Хельмовой Пади и приурочивает свое прибытие точно к рассвету, переломному моменту осады, несмотря на кучу возможных проблем. Но мы заранее знаем, что у Гэндальфа самый быстрый конь в мире, а сам маг предупреждает, чтобы его ждали с первыми лучами солнца на пятый день. Поэтому можно поверить, что если Гэндальф, волшебник с невероятным конем, обещает вернуться с подмогой на пятый день, это должно быть выполнимо.

Гэндальф ведет в бой подкрепление (арт www.reddit.com).
Гэндальф ведет в бой подкрепление (арт www.reddit.com).

Возможно, кому-то покажется, что это мелочи. Но внимание автора к таким мелочам делает фэнтези-мир живым. В книге «Принц шутов» (М. Лоуренс) описывается странствие героев по северным землям, где плевок замерзает, не долетев до земли. Однако спустя час или два автору потребовалось, чтобы один из этой компании пострелял во врагов – персонаж скидывает рукавицы, спокойно возится с луком, не отмораживая руки… Напряжение сцены сразу пропадает. Как тут не вспомнить Смока Беллью из рассказов Джека Лондона, который при аналогичной температуре всего лишь зажег спичку и 10 минут отогревал ладонь в рукавице, пока не почувствовал легкое покалывание.

Поэтому внутренняя последовательность и логика важны для фэнтези не менее, чем для других жанров.

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)