Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. История «никому не нужного» Дворцового моста.

После окончания строительства постоянного Благовещенского моста Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой о перемещении Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнему дворцу для связи центра города с Биржей и учреждениями Торгового порта на Стрелке Васильевского острова.

Дворцовый мост на фоне Зимнего дворца. Фото: В.Кононов. Май 2021.
Дворцовый мост на фоне Зимнего дворца. Фото: В.Кононов. Май 2021.

5 августа 1853 года разрешение было получено. По проекту инженера И. К. Герарда мост стали устанавливать на новом месте. К 10 декабри 1856 г., работы были завершены, они обошлись казне в 50 тыс. рублей. Новый мост стал называться Дворцовым.

В 1896 году Дворцовый мост был перемещен вниз по течению на 53 м и занял место современного постоянного моста. Это было связано с созданием озелененной площадки перед западным фасадом Зимнего дворца, которая по задумке, должна была выполнять роль дополнительной зоны безопасности Зимнего дворца. Дело в том, что после удавшегося взрыва, устроенного Стёпкой Халтуриным в феврале 1880 года, меры безопасности по охране Зимнего, возросли кратно. Садик сделали закрытого типа, огородили роскошной решёткой, которая сегодня находится по проспекту Стачек, украшая Сад имени 9-го января. После принятых мер, приблизиться ко дворцу вплотную и... , скажем, зашвырнуть в окошко бомбу, стало невозможным.

Работы по наведению моста начались зимой 1896 г. и закончились 23 декабря 1897 г. Мост был освящен и открыт в торжественной обстановке. По нему были проложены пути конной железной дороги. Впрочем, город чуть было не лишился этой переправы. Весной 1899 г. плашкоуты, давно требовавшие ремонта, дали течь и затонули. После этого со всей серьезностью встал вопрос о строительстве капитальной постройки.

Дворцовый мост. Фото: В.Кононов. Май 2021.
Дворцовый мост. Фото: В.Кононов. Май 2021.

Дворцовый плашкоутный мост можно «встретить» в поэтических зарисовках того времени. В частности Петр Потемкин, писал в 1910 году:

У ДВОРЦА
Когда весной разводят
Дворцовый мост — не зря
Гулять тогда выходят
Под вечер писаря.
Штаны у них раструбом,
Штиблеты — чистый лак,
Идут, сверкая зубом,
Хихикая в кулак.
<…>

И слышно издалече
По звонким голосам,
Как рад условной встрече
Цветник влюбленных дам.
Пуховые платочки
Посбились вкривь и вкось…
Без дум, без проволочки
Гулянье началось.
В стыдливости невинной
Зажмурилась заря…
По набережной чинно
Гуляют писаря.

Фрагмент Дворцового моста. Фото: В.Кононов. Май 2021.
Фрагмент Дворцового моста. Фото: В.Кононов. Май 2021.

В 1882 г. общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным.

В апреле 1901 г. был объявлен конкурс одновременно на два моста — Дворцовый и Большой Охтинский. На конкурс поступило 27 эскизных проектов, в том числе 13 — от петербургских авторов. Все проекты демонстрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников, «производили далеко не выгодное впечатление». Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми. Был объявлен второй тур конкурса. Но создание полноценного проекта моста тормозилось решением вопроса о трассе нового моста — рассматривались варианты трассы против Адмиралтейства, против Зимней канавки, по оси Мошкова (Запорожского) переулка и т. д.

Наконец, трасса определилась, и 5 февраля 1911 г. был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов.

Мост был открыт 23 декабря 1916 года.

Дворцовый мост. Фото: В.Кононов. Май 2021.
Дворцовый мост. Фото: В.Кононов. Май 2021.

Торжество было скромным. Не было представителей царской династии. Было не до того — с одной стороны, неудачная война, с другой — только что (неделю назад) убили Гришку Распутина.

На торжественное открытие (в отличие от прочих построенных через Неву мостов) прибыло весьма скромное количество приглашенных. Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив разрезать ленточку своему заместителю Демкину. Художественная отделка его так и не была закончена. Устройство перил, фонарей и павильонов управления было закончено уже при советской власти. Так, литая чугунная решетка перил, выполненная скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова, появилась только двадцать лет спустя, точнее в 1939 г. До этого перильные ограждения были деревянными.

Фрагмент чугунной решётки Дворцового моста. Фото: В.Кононов. Май 2021.
Фрагмент чугунной решётки Дворцового моста. Фото: В.Кононов. Май 2021.

На новых перилах трудящиеся города Ленина могли любоваться рисунком, где «удачно сочетали в композиции перил советскую символику с традициями петербургского классицизма».

В ознаменование первой годовщины октябрьского переворота 1917 г. мост назвали Республиканским, но в январе 1944 г. ему вернули историческое название.

Мост капитально отремонтировали в 1967 г., а в 1977 г. его реконструировали— обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари.

Летом 1997 г. была произведена очередная реконструкция моста. Работы выполнялись под руководством инженера Ю. Петрова.

Так случилось, что Дворцовый мост стал центром событий в торжественной встречи Нового 2001 года, XXI века и третьего тысячелетия в Петербурге.

Дворцовый мост. Фото: В.Кононов. Май 2021.
Дворцовый мост. Фото: В.Кононов. Май 2021.

За несколько часов до полуночи его пролеты были разведены и стали огромными экранами, на которых собравшиеся на обоих берегах люди могли видеть и слышать приветствия выдающихся людей со всего мира. В 12 часов ночи под бой Кремлевских курантов, транслировавшийся по радио, и под пушечный залп с Петропавловской крепости пролеты моста были сведены. Это символизировало встречу веков над рекой времени. Как только мостовые пролеты соединились, началось пиротехническое шоу с музыкальным и театрализованным сопровождением. Затем торжество переместилось на Дворцовую площадь, где масса людей самозабвенно веселилась до утра, а один из злоумышленников выстрелил из ракетницы в «Колесницу Славы» на арке Главного Штаба и уничтожил скульптуру Ники. Но это уже совсем другая история.

Спасибо, что нашли время дочитать статью до конца!

В данной статье были использованы материалы из книги Бориса Антонова «Мосты Санкт-Петербурга».