Найти тему
Поступай правильно

История одного поступления в институт в СССР

Людей, которые помнят, как раньше, в советское время, поступали в ведущие ВУЗы, всё меньше. Поэтому, я считаю, что в настоящее время будут весьма полезны публикации воспоминаний.

Настоящее имя моего друга я заменю на «Яков» (с намеком на национальность).

«Я окончил школу в 1972 году (почти в 16 лет) и поехал поступать в МФТИ. Был крайне наивен и ничего не понимал. В десятом классе участвовал во всесоюзной физической олимпиаде, прошел во второй тур и, как все финалисты, ждал персонального приглашения из МФТИ (которое от необходимости сдавать экзамены не освобождало) Не дождался, ничего не понял, и… все равно поехал. С мамой, она меня не отпустила одного.

В аэропорту встретили моего учителя физики, который сказал маме: «Если бы они знали Якова лично, они бы его приняли без экзаменов. А так, всякое может быть»

Вступительные экзамены сдал так: три четверки (письменные математика и физика, устная математика) и тройка (устная физика). Не прошел по конкурсу совершенно закономерно, и, строго говоря, утверждать, что дело было в "национальном вопросе", не могу. Впрочем, на медкомиссии, при проверке зрения, состоялся такой разговор между медработниками (в полный голос, при мне): - Чего писать? Астигматизм? - А сколько у него баллов? Пятнадцать? Тогда ладно, пиши "годен".

По поводу экзаменов. С письменными все справедливо: в каждом экзамене не решил одну задачу из пяти. В те времена физтеховские задачи по стереометрии были очень сложными, не смог решить. По физике допустил ошибку по невнимательности и задачу не засчитали.

Устный по математике. Ответил на все вопросы и решил все задачи, но часть решений не зачли (а как доказал? по индукции? значит, знал ответ заранее, и т.п.)

Устный по физике. Пожалуй, сильнейшее унижение, которое испытал за всю свою жизнь. Учтите - речь о пятнадцатилетнем подростке. Получал вопрос, отвечал сначала правильно, экзаменатор начинал хихикать, провоцировать и сбивать на неправильный ответ. Получив таковой, удовлетворенно гыгыкал и переходил к следующему номеру программы (клоунады).

Психологическая травма была тяжелейшая. Вряд ли узнаю сейчас этого экзаменатора при встрече, если он жив до сих пор. Но если встречу и узнаю... ладно, сто раз повторю про себя - "Танки клопов не давят", и этим ограничусь.

Дальше все было строго в соответствии полученными оценками. В приемной комиссии сидели представители разных других институтов и брали "с руками и ногами" не прошедших по конкурсу в МФТИ. Даже с одними тройками. Меня не брал никто. Я вообще ничего не мог понять, почему так?

А вообще, наверное, все делалось исключительно для моего же блага, чтоб защитить неокрепший организм от непосильных перегрузок.

Справедливости ради, отмечу, что этническим немцам тоже приходилось несладко. А по слухам, в то же время на мехмате, обстановка была ещё хуже. Это тогда называлось – «высокие государственные соображения». Лишь немцы и евреи в советское время теоретически имели шансы законно уехать на свои исторические родины, унося в своих умных головах все тайны мироздания.

Послесловие: Сейчас «Яков» профессор теоретической физики в Гамбурге, известный и уважаемый ученый.

СССР
2461 интересуется