Найти в Дзене
Личная безопасность России

Как сделать технику рукопашного боя – прикладной?

Оглавление

Конечно, так себе название статьи!

Но именно в таком контексте у меня завязался разговор с парнем, что позвонил и выразил желание участвовать в наших летних сборах, а потом мы проговорили с ним больше часа на тему самообороны и проверки навыков.

Представляю выдержку с нашего общения в виде общего повествования.

Сразу скажу, друзья, написано грамотно и научно чуть ниже, а сейчас по-простому.

Правда, в следующем:

  • Пока ты в зале что-то делаешь, ты просто прокачиваешь физо и некоторую психологическую готовность, как правило, противостоять в модели спорта одному противнику.
  • Ни нож, ни палка, ни группа товарищей тобою не учитываются, да просто нападение вечером или на лестнице – ты не рассматриваешь, исключая реально изменяемые условия нашей уличной обстановки.
  • Чтобы познакомить тебя с реальностью и заставить найти решения, шлифануть технику и тактику, а также выработать реалистичные реакции на агрессию, а также узнать свои сильные и слабые стороны – проводятся сборы, погружение в реалии.
Мы такие сборы проводим 3-4 раза в год, уже более 15 лет.

Поэтому обучение идет в зале, а техника шлифуется на сборах!

Такой подход и делает технику прикладной!

Теперь научно.

Обучение в рамках прикладной подготовки, по нашему мнению, строится на 4 этапах, которые, кстати, были описаны еще в учебнике по рукопашному бою для курсантов ВИФКа, 1 издание 80-е годы прошлого года, автор Блажко Ю.И., но взяты времен ВОВ.

Динамическая методика обучения состо­ит из четырех этапов:

  1. ознакомительного,
  2. подготовительного,
  3. стандартизирующего,
  4. варьирующего (ситуативного).

Изучаемые приемы и двигательные действия осваиваются на четырех уровнях:

- на первом — формируются умения распознания приемов и двигательных действий;

- на втором — обучаемые овладевают приемами и дей­ствиями до способности выполнять их в стандартных ус­ловиях;

- на третьем — у обучаемых формируются двигательные навыки в действиях, позволяющие им решать боевые зада­чи в вариативно изменяющихся условиях, включая и экс­тремальные в рукопашных единоборствах с противником;

- на четвертом — формируется обобщенное умение вести боевую деятельность в рукопашном бою в любых условиях.

-2

Если перевести в наши условия, то:

  • Тренировки в зале – это первый и второй этап (ознакомительный и подготовительный).
  • Мастер-классы, семинары – это уже частично задействование третьего этапа (стандартизирующего).
  • Сборы – это и есть третий/четвертый, тот самый варьирующий (ситуационный) этап.

Для наработки прикладных техник необходимы реальные условия, позволяющие тренировать зада­чи в вариативно изменяющихся условиях, включая и экс­тремальные условия.

Сделать это возможно только в условиях погружения, в реальных уличных условиях сборов, полевых лагерей, где 2-4 дня обучаемые тренируются, проходят испытания, обучение в настоящих погодных условиях, со всеми атрибутами реализма.

В зале невозможно создать тренировки максимально приближенные к реальным. Поэтому именно на сборах и осуществляется моделирование различных видов рукопашного боя и накатываются многократные упражнения в рамках рукопашного боя, ножевого боя и самообороны на фоне нервно-психической и физической усталости.

Главное:

Помимо шлифовки техники и тактика, полученных в зале, должен произойти «отрыв» или «отделение» действий от тех условий, в которых они были сформированы на предыдущих этапах (в зале) с целью переноса их в новые реальные условия боевой деятельности в рукопашном бою.

В результате этого у обучаемых должны сформироваться умения и приемы боевой деятельности, т.е. владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной деятельности в рукопашном бою.

Если этого не сделать, то зальные самооборонщики получают по голове и у них ничего не работает в условиях улицы.

-3

Именно такая подготовка формирует умение вести все виды рукопашного боя, т. е. владеть всей системой переработки информации, содержащейся в знаниях и навыках, а также получаемой от противника, сопоставлять ее с имеющимся двигательным опытом и реализовывать в рукопашном бою.

Это я и объяснял парню, что искренне считал, что навыки в зале достаточны и отработка в условиях сборов ничем не отличается от групповых занятий в зале.

Поэтому важно принять, как данность – если вы желаете что-то мочь в реальных условиях, вам надо участвовать в сборах, проходить эти маленькие испытания.

Я приглашаю ВАС на сборы 18-20 июня: проживание, питание, тренировки.

-4

Для самых дотошных читателей, чуть раскрою мысль о подготовке на каждом этапе.

Зал – обычные групповые тренировки:

  • Ознакомительный этап предполагает восприятие и понимание приема и действия, формирование знаний и представлений о способах их применения в рукопашном бою. Руководитель на данном этапе демонстрирует не только изучаемый прием, но и способы решения боевых задач с его применением. При объяснении он подчеркивает, что данный прием (действие, движение) является базовым при решении боевой задачи (нападении на противника, обезоруживании или освобождения от захвата и т. п.), показывает его еще раз в медленном темпе, сосредоточивая внимание обучаемых на определяющем двигательном звене.
  • Подготовительный этап предполагает осмысление приема, что достигается упражнениями в выполнении его определяющего двигательного звена (например: при постановке секторной защиты от прямого удара рукой – 1 локтю, многократно формируется выполнение элемента на воздух, с опорой на стену, на месте и в движении). Первые попытки начинаются с выполнения в целом в медленном темпе по командам руководителя, а затем — самостоятельно. В процессе самостоятельного выполнения руководитель исправляет ошибки у обучаемых. Затем темп выполнения убыстряется, при этом обращается внимание на то, чтобы обучаемые усвоили сущность определяющего двигательного звена. В парах, «противник» не оказывает желания «убить» или сопротивления при выполнении упражнений, своими действиями помогает правильно выполнить определяющее двигательное звено, что способствует формированию у обучаемого двигательно-чувствительного образа приема и его осмысливания.

В зависимости от сложности приема на данном этапе могут применяться подготовительные (подводящие) упражнения.

Упражнения заканчиваются после того, как обучаемые слитно выполняют все движения определяющего двигательного звена приема (на обе руки или в обе стороны).

  • Стандартизирующий этап имеет цель сформировать двигательный навык в выполнении приема в обычных стандартных условиях учебной деятельности. Для нас это зал, татами, ринг, светлое помещение, где все находятся в удобной спортивной форме.

Основной путь достижения цели заключается в многократном выполнении приема в целом в различном темпе по командам руководителя и самостоятельно. К определяющему двигательному звену добавляются детали техники при входе в прием (различные захваты, упреждающие удары) и при его завершении (переход на клинч, борьбу или на атаку обеспечивающую выход и разрыв контакта.).

Формирование навыка идет за счет отсева лишних движений, исправления ошибочных, слияния связных движений и все большей стандартизации приема.

Основное внимание руководитель уделяет исправлению ошибок и формированию индивидуальной манеры выполнения приема.

В дальнейшем путем многократных упражнений (особенно самостоятельно обучаемыми) должна происходить его автоматизация, т.е. освобождение от контроля сознания.

-5

Сборы – 2-4 дня, по 2-3 трехчасовые тренировки в день.

  • Варьирующий (ситуативный) этап предполагает обобщение, закрепление и применение в РЕАЛЬНЫХ ситуациях изучаемых приемов и действий. На данном этапе базовый прием приспосабливается к ситуации, происходит целенаправленное выполнение его, формируется интуиция применения приема, а также освобождается сознание обучаемых от контроля за его выполнением и переключением на цели и на условия, необходимые для решения боевых задач.

Основной путь решения указанных задач заключается в выполнении практических упражнений по быстрому и самостоятельному конструированию действий с обязательным включением в них изученного приема.

Например, многократное выполнение защит от ударов руками в голову на льду, на лестнице, на склоне, в коридоре, в условиях темноты или плохой видимости, наработка защиты при ударах ножом сверху, сбоку наотмашь, при атаке палкой и т.д.

Каждая попытка при этом подсознательным контролем и с коррекцией отражается не только в запоминании приема и задач действий, но и осознается их практическая боевая значимость.

Важно осуществить закрепление навыка на новой основе, каждый раз ставя новые боевые задачи (провести контратаку и выйти из контакта, не пропустить удар ножом и доработать противника, защититься от сери ударов), применяя действия, новые по сравнению с теми, которые руководитель использовал при ознакомлении. Очень ценны при этом упражнения в самостоятельном решении обучаемыми вариативных боевых задач.

На ситуационном этапе должны широко применяться методы вариативно-переменного упражнения, которые создают предпосылки для формирования обобщенного, вариативного действия.

Эта задача решается с помощью различных методических приемов:

- изменения внешних условий действия;

- изменения внутреннего состояния обучаемых (степени утомления, переключения внимания на различные объекты, введения помех эмоционального характера и др.);

- выполнения действия при различных уровнях физических и психических усилий и др.

Именно утопление, постоянная смена внешних условий и условий выполнения задач – утомляют и формируют требуемую обстановку для проработки прикладного навыка.

Всего перечисленного достичь в зале - невозможно!

Итак!

Зал, сборы, проверка себя и своих навыков!

Повышение выживаемости и навыков прикладного формата достигаются только так!

-6

Выживает подготовленный!

Если Вам понравилось — подписывайтесь в нашу группу и следите за новостями!

Наш канал статей на Дзен …

Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин