Элия Евдокия Августа, также называемая святой Евдокией, была императрицей Восточной Римской империи, ставшей женой Феодосия II (408-450). В истории она запомнилась как выдающаяся фигура своего времени. Евдокия жила в мире, где греческое язычество и христианство существовали бок о бок, когда преследовались как язычники, так и раннехристианские, так называемые еретические учения.
***
Элия Евдокия родилась около 400 года в Афинах в семье греческого происхождения. Ее настоящее имя было Афинаида. Ее отец, Леонтий, был выдающимся софистом и преподавателем риторики. Он был язычником и дал ей классическое образование, из которого она на всю жизнь развила страсть к чтению и стихосложению.
Если верить византийскому автору Иоанну Малале, отец Евдокии, умирая, оставил большое поместье двум своим сыновьям, которые отказались обеспечивать свою сестру. Отец видимо посчитал, что дочь при ее несомненных достоинствах не будет нуждаться в наследстве в отличии от сыновей.
Молодая девушка переехала жить к своей тетке в Константинополь, которая познакомила ее с Элией Пульхерией Августой. Пульхерия Августа по сути исполняла обязанности регента в Византийской империи. В этом статусе Пульхерия прибывала ввиду юности своего брата - императора Феодосия II.
Очарованная умом и красотой белокурой Евдокии, Пульхерия сообщила брату, что нашла для него идеальную невесту. Феодосий и его друг детства Павлин пригласили ее во дворец, где они спрятались за занавеской, чтобы тайком рассмотреть девушку. Увидев ее, Феодосий сразу же решил, что она станет его женой.
Афинаида и Феодосий поженились 7 июня 421 года. Незадолго до замужества Афинаида была крещена константинопольским епископом и приняла имя Элия Евдокия, что роднило ее с женщинами императорской фамилии (династии Феодосия).
В следующем году она родила дочь, Лицинию Евдокию, которая впоследствии стала императрицей Западной Римской империи. У Евдокии был еще один ребенок, Флакилла, умершая во младенчестве в 431 году.
Ее братья, которые отвернулись от сестры после смерти отца, узнав, что та стала императрицей, бежали, так как боялись мести, которое, как они думали, им грозит. Однако вместо того, чтобы наказать братьев, Евдокия их увлекла в Константинополь, где Феодосий милостиво одарил своих новых родственников.
***
2 января 423 года Евдокия стала именоваться Элией Евдокией Августой. Были отчеканены монеты с ее изображением. Впервые две женщины одного поколения, связанные с одним и тем же императором, носили титул Августы.
С самого начала отношения между невестками напрямую касались церковных и государственных дел. Элия Евдокия, чье обращение с людьми всегда считалось совершенно искренним, была гораздо более терпима к различным точкам зрения и поведению среди христиан, чем Пульхерия.
Возможно, было неизбежно, что более терпимое отношение к разным течениям христианства Евдокии рано или поздно выльется в конфликт с бескомпромиссными взглядами Пульхерии. Может быть, что дело было и вовсе не в разнице отношений к религии этих двух женщин, а в политическом влиянии на императора, которого жаждала каждая.
Первый публичный конфликт между ними произошел из-за епископа Нестория. В 428 году он был назначен архиепископом Константинополя с одобрения самого императора. Евдокия в согласии со своим мужем в свою очередь также выказала поддержку Несторию.
Поскольку достаточно маловероятно, чтобы императрица в те годы была внимательным приверженцев взглядов Нестория, можно предположить, что она воспользовалась возможностью встать на сторону мужа Феодосия в одном из немногих подвернувшихся случаев, когда Феодосий не сходился во мнении со своей сестрой. Пульхерия Августа же имела сильного союзника в лице Кирилла, епископа Александрийского.
Конфликт достиг своего пика, когда Анастасий, пресвитер и близкий человек Нестория, произнес проповедь, в которой он назвал Марию Христородицею (Матерью Христа) вместо Богородицы (Богородицы), тем самым в некотором роде Христа приравнять к пророкам, но не воспринять его жертвенность, как жертву Бога.
Разразившийся благодаря близким Несторию клирикам в итоге дал возможность Кириллу поднять статус Александрии над Константинополем, что было одной из его долгосрочных политических целей. Кирилл отправил Феодосию, Евдокии и Пульхерии ряд документов, чтобы доказать некими историческими свидетельствами, что Мария была именно Богородицей. Кирилл кроме того настаивал, что взгляды Нестория были еретическими по своей сути.
Император санкционировал проведение Вселенского собора в Эфесе в Малой Азии в 431 году. Сторонники Кирилла и Мемнона, который был митрополитом Эфеса, запугали оппозицию. После долгих хитросплетений Несторий, один из участников спора, в итоге попросил императора отправить его обратно в его старый монастырь близ Антиохии. Феодосий и сам отказался от борьбы за несторианское учение. В итоге Пульхерия была победительницей в глазах народа, в то время как Евдокия и Феодосий были проигравшей стороной.
***
29 октября 437 года Лициния Евдокия вышла замуж за своего двоюродного брата Валентиниана III, императора Западной Римской империи.
Весной следующего года, после отъезда дочери, Евдокия и сама покинула Константинополь, отправившись в Иерусалим с остановкой в Антиохии. Вероятно, главной причиной, по которой Евдокия убедила своего мужа отпустить ее в Святую Землю, было соперничество между двумя невестками.
В Антиохии в местном сенате императрица Евдокия произнесла речь во славу города. Сенаторы ответили на такое расположение к городу Евдокии, установив две статуи императрицы. Во время своего визита она убедила Феодосия в необходимости проведения общественных работ по благоустройству города.
В Иерусалиме Элия Евдокия совершила паломничество по святым местам, молилась у гроба Господня. По возвращении в Константинополь в начале 439 года Евдокия привезла мощи святого Стефана. Императрица была встречена на публичном празднике своим мужем и жителями города.
Когда она вернулась в столицу Восточной Римской империи, влияние Евдокии все еще было сильным. Несмотря на трения, по-прежнему существовавшие между ней и Пульхерией, положение Элии Евдокии быстро заметно улучшилось. Активным разжигателем противостояния, который в итоге привел к уходу Пульхерии от двора вскоре после 441 года, по-видимому, был Хрисафий Цум, придворный евнух, который с 440 года приобрел устойчивое влияние на императора.
После ухода Пульхерии Хрисафий затеял заговор с целью устранения самой Евдокии. Все тот же Иоанн Малала, составивший около 100 лет спустя труд под названием "Хронография", описал события в рассказе, в котором смешались библейские и классические мотивы измены и прелюбодеяния.
Феодосий II подарил Евдокии очень большого размера фригийское яблоко. Вскоре Павлин показал императору то же самое яблоко, не зная, что император подарил его Евдокии в качестве подарка. Феодосий узнал яблоко и обратился к Евдокии узнать о нем. Та поклялась, что съела яблоко.
Отрицания Евдокии заставили императора подумать, что жена влюбилась в Павлина и у них был роман, что Евдокия подарила его лучшему другу то же самое яблоко, которое он подарил ей в знак своей любви. Феодосий сначала изгнал Павлина, а затем и казнил друга детства, а в 443 году он отдалил Евдокию от двора.
***
Евдокия вернулась в Иерусалим примерно в том же 443 году, где прожила оставшуюся часть своей жизни. Хотя переезд в Иерусалим был признаком понижения ее прежней власти при императорском дворе, Евдокии было первоначально разрешено сохранить привилегии сообразно своему императорскому достоинству, которые включали не только ее титул, но и большую свиту, а также содержание.
Удаленная от Константинополя Элия Евдокия так активно взялась за строительство и благотворительность в Иерусалиме, что вскоре Феодосий, очевидно, почувствовал некую угрозу, в какой-то момент послал командира своей стражи Сатурнина, чтобы тот поубавил пыл императрицы. Его задачей было казнить двух ее самых доверенных советников, священника Севера и Иоанна Дьякона.
Это привело Евдокию в такую ярость, что она казнила императорского посланца. И тогда Феодосий лишил ее императорских привилегий и свиты, прекратил чеканить государственные монеты с ее изображением.
Последнее, что известно об императрице в ее бытность в Иерусалиме, это причастность Евдокии к накалу в отношениях между двумя направлениями христианства - монофизитами и ортодоксальными христианами.
Поначалу она поддерживала узурпатора монофизитского епископа Иерусалима Феодосия в его насильственных мерах против православных и провозглашении его патриархом Иерусалимским вместо патриарха Ювеналия (за то, что он переметнулся на сторону православия от учения монофизитов). Но, после того, как Феодосий и его приверженцы был подавлены силами Маркиана и Ювеналию был возвращен патриарший престол, она не сразу, изменила свои воззрения на веру. И даже в итоге стала исповедовать православие, посчитав что Бог карает ее потомков.
Евдокия, пережившая и Пульхерию и Феодосия, скончалась в 460 году, не дожив немного до 60 лет. Под конец исповедуя православие, она была похоронена в Иерусалиме в церкви Святого Стефана, одной из церквей, которые Элия Евдокия сама и воздвигла в Иерусалиме. Якобы, даже на смертном одре Евдокия отрицала обвинения в любовной связи с Павлином, столь круто изменившие ее участь.
Тут же под сводами церковки Святого Стефана позже была похоронена и ее внучка Евдокия. Их могилы были стерты с земли последующими веками, но императрицу Евдокию запомнила и история, и верующие, с почтением пронеся ее образ сквозь века.
***
Обстоятельства ее жизни привлекали внимание потомков. Ее образ интересовал не только историков и верующих, но и романистов, и даже композиторов. Антонио Вивальди и Франческо Арайа (придворный композитор времен зарождения оперы в России, создавший ряд опер при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне) вдохновлялись ею и делали ее героиней своих музыкальных произведений.
Но, может быть, наиболее ярким, личным и подлинным воспоминанием о Евдокии являются фрагменты ее поэтических сочинений, которые сохранились и дожили до наших дней. Евдокия в поэзии использовала гекзаметры. Возможно, этот размер, столь любимый в древнегреческом эпосе в соединении с христианскими темами ее сочинений в какой-то степени говорит как о самой святой императрице, в прошлом афинской язычнице, равно как и о переломной эпохе в империи, где христианство теснило старых богов, вместе с тем многое вбирая из античной культуры.
Евдокией было написано стихотворное произведение под названием "Мученичество святого Киприана" в трех книгах, из которых сохранилось 900 строк, и стихотворение, выбитое в камне на банях в Хамат-Гадере.
Ее гомероцентоны, или “Гомеровские стежки” - плод литературного труда, при создании которого Евдокия сотрудничала с рядом ученых людей. В сочинение включены пересказанные поэтическим языком библейские историй, построенные строфами, знакомыми по “Илиаде” и "Одиссеи", "сшитые" вместе в новом порядке.
Элия Евдокия Августа и сама запомнилась как во многом независимой или по крайней мере яркой женщиной во власти, обладающей собственным голосом, несомненными достоинствами, деятельной христианкой, образованной античностью и воспринявшей новое учение.
Перипетии ее судьбы неотрывно связаны с политическими и экономическими потрясениями сосуществовавших в тесной связи двух Римских империй, одной из которых суждено было вскоре исчезнуть, а второй - жить еще тысячу лет.