Реформация до неузнаваемости изменила политический, экономический, религиозный и социальный облик Европы. Несмотря на то, что у неё были положительные стороны, в истории Реформации немало тёмных страниц.
Давайте вспомним, каково было жить в Женеве во времена правления Жана Кальвина, одного из отцов Реформации. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своей книге «Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина» рассказывает о тех суровых нравах, что царили тогда в Женеве. По сути, некогда свободный город превратился в духовную тюрьму.
Подавление свободы
По словам писателя, Жан Кальвин посчитал себя самым компетентным толкователем Библии и решил, что имеет право диктовать каждому человеку правила, которые регламентировали малейшие стороны жизни. По сути, Кальвин создал в Женеве тоталитарный режим.
Удивительно то, сколько запретов при нём появилось. В своём подходе к людям он одним махом обогнал многих католических иерархов тех времён. У католиков были свои шпионы, которые наблюдали, не нарушит ли человек какое-либо предписание церкви. Кальвин же был уверен, что человек изначально склонен ко злу. поэтому его нужно подозревать постоянно.
И для искоренения зла в Женеве были установлены такие порядки, которые себе не позволяли даже всемогущие Папы Рима.
Бесконечные запреты
В Женеве был создан воистину драконовский свод правил. В дополнение к нему появилась консистория, шпионы которой имели право войти в любой дом для обыска и допроса жильцов. Стены и двери стали прозрачными. Частной жизни, глубоко личных разговоров, тайной переписки и индивидуальности больше не существовало.
Вот неполный список запретов, введённых при Кальвине:
платья: слишком длинные или короткие, яркие, украшенные вышивкой, с глубокими вырезами;
- пуговицы и пряжки, кружева;
- модная обувь;
- украшения из золота и серебра;
- слишком роскошные или вычурные причёски;
- большое количество туфель или колец;
- слишком много приготовленных блюд, сладостей или даже лишняя банка варенья;
- светские музыка и песни;
- весёлое времяпрепровождение;
- театр;
- игры;
- свободный выбор имени ребёнка родителями во время крестин;
- бег на коньках;
- игра в карты и кости;
- любая критика диктатуры Кальвина.
Постановления городского совета
Цвейг пишет о том, за какие «великие преступления» людей подвергали доносам, ограничениям или тюремному заключению:
- опоздал в церковь — донос и выговор;
- улыбнулся, когда наблюдал за обрядом крещения — 3 дня тюрьмы;
- заснул, слушая проповедь — тюрьма;
- работники съели паштет во время завтрака: трое суток на хлебе и воде;
- 2 женевца поиграли в кегли — тюрьма;
- отец отказался дать сыну имя Авраам во время крещения — тюрьма;
- слепой скрипач сыграл музыку для танцев — изгнание из города;
- человек похвалил перевод Библии, сделанный Кастеллио (оппонент Кальвина) — изгнание из города;
- человек подверг критике учение Кальвина о предопределении — публичная порка и изгнание;
- горожанин назвал Кальвина не «метром», а «мсье» — тюрьма.
Стефан Цвейг отмечает, что после Кальвина на протяжении целых 200 лет в Женеве не родился ни один великий музыкант, композитор, писатель или художник.
Десятки людей были казнены. Тюрьмы стали переполненными.
Несмотря на все эти злоупотребления, находятся люди, которые защищают Кальвина и его окружение. Они говорят, что он был продуктом своей эпохи, в которой повсюду царил фанатизм и жестокость.
Кроме того, в его защиту нередко приходится слышать, что великий реформатор имел самые чистые и благие намерения. Ведь он боролся за духовную и нравственную чистоту общества.
А как считаете вы, дорогие читатели, имел ли Жан Кальвин какие-либо основания навязывать другим людям свою волю и объявлять их преступниками за то, что они не соответствовали его стандартам?