Найти тему

Ответы на вопросы читателей. Тема БелАЗ, как я видел их из кабины. Часть- I

Оглавление
Личное фото. Сборка БелАЗ в Усть-Куте.
Личное фото. Сборка БелАЗ в Усть-Куте.

В обсуждениях накапливается очень много вопросов, решил открыть эту страницу. Читатель под ником, "252331 шахматов" написал такой комментарий

Иваныч, а давай о нюансах вождения БелАЗ поговорим? Люди то это не знают. Как в повороте кузов на колеса специально кладешь. Как рулевой цилиндр на новичков ужас наводил при повороте в одну сторону. Как вообще эволюция машин проходила. Про подставки под малый капот чтоб не проламывался. Много ведь еще всякого. Во что коленом упереться когда в гору груженый тянешь, и что между коленом и упором подкладывали. Про ручники, та еще тема. Ты же застал еще старые. А как мягкое менять или генератор, да и стартер тоже.

Личное фото. Тюльпаны. 2021.
Личное фото. Тюльпаны. 2021.

Прежде чем ответить на ваши вопросы мне пришлось, правда мысленно отработать на БелАЗ несколько смен, мысленно перескакивая с кабины 540 в кабину 548. Времени прошло много. Рассказываю с позиции 80 годов прошлого века.

Личное фото. Слива зацветает, жизнь продолжается.
Личное фото. Слива зацветает, жизнь продолжается.

По вождению, БелАЗ. В первое время доставало отсутствие педали сцепления, педаль была, но это была, тормозная педаль.
Если на 540 можно заломить, крутой вираж груженым, то на 548 это может закончиться плачевно. Он просто упадет на бок. 
Желательно научиться ездить не пользуясь тормозами, уж больно хлопотно менять колодки.
Когда зацепил зимой бровку снега не крути резко руль, выводи плавно.
Ехай как на велосипеде.
Удержишь равновесие, будешь ехать, если будешь падать, главная задача не выпасть с кабины, козырек защитит.
Знай что задняя кромка кузова, хорошо срезает кабину другой машины. Если чужой кузов идет к твоей кабине, тут беги, хоть в боковую форточку выскакивай.
Насчет кузова, на колеса не помню что-бы это специально делали, уж больно не приятная эта процедура.  На 548, углы кузова всегда блестели от колес. Он сам падал.
Если грунт прилипал к кузову, а это у нас было часто, то экскаватором не чистил, а выбивал об камень. Поднимаешь кузов и на задней скорости бьешь углом кузова в камень, пару раз так грохнешь, все высыпается.
Но здесь нужна ювелирная точность, если не уверен, то не берись.
За рулевым на моих машинах, был особый контроль, руду мы возили на фабрику плечо было 33,5 км. Так что с рулевым механизмом не шутили.

Личное фото. Пионы пошли в рост.
Личное фото. Пионы пошли в рост.

Правильно держите руль, Ни в коем случае пальцы рук не должны касаться спиц руля.
Слышал что и руки ломало рулевым колесом, но на моих машинах, этого не было.  Пальцы на руках выбивало, это частое явление.  Видел на других машинах, заводят дизель, а колеса сами поворачивают. На моей машине, если в какую сторону поворачивать хорошо, а на другую туго, сразу меняли усилитель. Следили за тягами люфтов не было, да и шкворни всегда смазаны.
Колено, не помню, что-бы куда-то упирал, наступил ногой на акселератор, и едешь.  Ну если на вскидку, то упереться можно было только в стажерское сидение. У меня рост 187 вес 102кг. Может кто по меньше и упирал в щиток приборов, мне это было не нужно.

Личное фото. Углевозы на базе 548. Я на таком не работал.
Личное фото. Углевозы на базе 548. Я на таком не работал.

На 540 был ручник ленточного типа, но он не держал, от слова совсем. Делали самодельный "ручник".
Привязываешь веревку с петлей, нажимаешь на педаль тормоза, набрасываешь петлю на педаль. Можно спокойно читать журнал, пока тебя грузят. На новом 540, хоть убей не помню какой был ручник. А вот на новом БелАЗ–548 был надежный ручник, если воздуха нет, то с места не тронешься.
Накачал воздух, только потом поехал. Если дизель упал, и надо тащить тягачом, лезешь под низ и отпускаешь ручник, вытаскиваешь полуось, обе не надо, одной достаточно. Воду сливать через помпу хлопотно, долгое это дело. Самому замерзнуть можно. Врезали в нижний водяной патрубок кран и через него сливали воду, а потом с помпы.  К помпе вязали проволоку, приваривали крючок. Натянул проволоку вода потекла накинуть колечко на конце проволоки на крючок и пусть течет.

Личное фото. Мой огород 29.04.2021
Личное фото. Мой огород 29.04.2021

Вторая часть тут