Найти тему
АвТОгус

Сколько стоил бензин в СССР?

Я не буду рассказывать о стоимости топлива в стране до проведения денежной реформы. Многие просто запутаются с ценами. Поэтому давайте поговорим о временах более близким нам. А именно конце 60-х.

Итак Государственным комитетом ценообразования при Госплане  СССР  29 ноября 1968  был утвержден прейскурант цен № 882. Согласно этому документу с 1 января 1969 года в стране должны были быть установлены единые(!) цены на все производившиеся марки топлива. Стоит обратить внимание, что цены указаны не за один литр, а сразу за десять. Скорее всего это было связано с несовершенством заправочной техники, да и сами колонки имели "шаг" в пять литров.

Стоимость бензина, при этом, была и правда единой для всей страны. Хотя в труднодоступных регионах севера она могла быть и выше. Транспортировка обходилась не мало.

Итак смотрим. Вот основные марки бензина производившиеся в стране

  • А-66 — с октановым числом не менее 66, выпускался до начала 1980-х годов.
  • А-72 — с октановым числом не менее 72, выпускался до начала 1990-х годов.
  • А-74 — с октановым числом не менее 74.
  • А-76 — с октановым числом не менее 76, в конце 1990-х заменен на бензин марки АИ-80.
  • АИ-93 — с октановым числом по исследовательскому методу не менее 93; в конце 1990-х заменен на бензин марки АИ-92

Что означают буквенные индексы объясню, для поколения помладше. Аббревиатура "АИ" расшифровывается так: буква "А" означает, что топливо предназначено только для автотранспорта. Буква "И" — это информация о том, что октановое число было проверено в лаборатории исследовательским методом. Ну а цифры это собственно останове число топлива. Чем оно выше, тем лучше.

А что же с ценами? Напомню, что это цена за 10(!) литров. Для сравнения приведу стоимость "газировки" в автоматах. Так вот "губан" или самый распространённый 200-т граммовый граненный стакан "газводы", без сиропа стоил 1 копейку. С сиропом 3 копейки.

  • А-66 — 60 копеек
  • А-72 — 70 копеек
  • А-74 — 70 копеек
  • А-76 — 75 копеек
  • АИ-93 — 95 копеек
  • дизель - 62 копейки

Для государственных предприятий, других собственно говоря и не было, выпускались специальные талоны. Их выпускал Государственный комитет по ценам. Но были периоды в стране когда машины предприятий могли заправляться и за деньги(!), за наличный расчет. Однако, в конце 60-х начале 70-х в ходу были только талоны.

Но неужели цены не росли? Спросите вы? Конечно же стоимость повышалась. Так топливо марки А 72 в 1978 году стоило 75 копеек(на 5 копеек дороже). Более ходовой 76-й стоил в 1972 году - 80 копеек, а к началу 80-х уже 1 рубль 50 копеек. А в 81-м цена достигла 3 рублей. Самый дорогой и почти недоступный для большинства автомобилистов А 93 рос в цене еще стремительней: 1972 - 1 рубль, в 1978 - 2 рубля, а к 1981 он стал стоить 4 рубля.

Вот такая вот арифметика. Кстати, а почему герой Фрунзика Мкртчяна из комедии "Мимино" не смог бы доехать до Дилижана из Москвы? Ответ найдете тут

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/chto-ne-tak-s-gruzovikom-kraz-v-filme-mimino-6071906c420d4500ed34a886

И почему в фильме "Королева бензоколонки" заправщица и ее начальник совершают преступление?

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/film-koroleva-benzokolonki-kak-zerkalo-otechestvennogo-avtoproma-6079a08bfea06e298df034a7