В настоящее время усиливается тренд на цифровизацию экономики. В том числе данный процесс затрагивает и сферу логистики. Крупнейшие компании вкладывают серьезные средства в цифровые технологии. В то же время проблемой остается низкий уровень оснащения российской логистики передовыми технологиями в данном направлении, Россия находится существенно ниже среднего значения эффективности транспорта и логистики.
По мере развития электронной торговли компаниям приходится автоматизировать процессы, анализировать большие массивы данных и внедрять новые технологии. Так, 55% компаний уже приступили к реализации стратегий цифровых трансформаций, 80% частично или полностью переходят на новые бизнес-модели, основывающиеся на цифровых технологиях.
Одним из самых ярких трендов логистики в России является переход от отдельных решений к платформенным. Основным преимуществом платформ перед отдельными программами является многозадачность. Они позволяют интегрировать бизнес-процессы участников цепочки, соединять производителей с потребителями, управлять складскими запасами и оказывать целый спектр других услуг. Одним из ярких примеров данного решения является программа по поиску и подбору грузоперевозчиков и организации мультимодальных перевозок.
Набирают популярность решения, направленные на ускорение поставки. Одним из таких решений является кросс-докинг, представляющий из себя ряд операций по перегрузке и распределению грузов из большегрузных автомобилей в малотоннажные с целью доставки к торговым точкам. Ускорение процесса происходит за счет оптимизации перевозок и отсутствие необходимости хранения товаров на складах.
Важную роль в модернизации отрасли играют сервисы для электронной торговли. В частности, проект X5 Retail Group стал одним из успешных примеров интеграции при управлении цепочками поставок. Также планируется расширение точек self-pickup, что позволит предложить посетителям магазинов удобный сервис. Данное решение позволяет отказаться от необходимости точно планировать доставку заказа, что значительно снижает затраты.
Перспективным считается использование технологий IoT. Данная технология значительно снижает затраты на грузоперевозки, а также повышает прозрачность логистических операций, что жизненно важно для ретейлеров, стремящихся развивать собственные распределительные центры и логистические сервисы.
Важным аспектом технологического развития в настоящее время является роботизация. Основными преимуществами автоматизации являются повышение производительности и точности. Инициируют процессы автоматизации в основном крупнейшие компании, так как значительно повысить эффективность от автоматизации возможно только при больших масштабах, в противном случае, ручной труд оказывается дешевле и эффективнее.
Согласно мировым трендам, в ближайшие годы будут развиваться и эффективно работать нестандартные решения автоматизации для всех сегментов — крупного, малого и микробизнеса.
Примером компаний, успешно осуществляющих автоматизацию своих процессов, можно назвать сервис Lamoda. Данный сервис сумел добиться автоматизации практически всех основных процессов. Оптимизация процессов и автоматизация склада внедряются в компании уже 5 лет и продолжают развиваться, получая новые вызовы на стыке бизнеса, операционных процессов и технических решений.
Что касается цифровой готовности российской логистики, в общем в отрасли применяются новые бизнес-модели, в пассажирских перевозках работают платформы-агрегаторы, в грузовых перевозках появляются. Достаточно широко используются цифровые каналы взаимодействия с потребителями в пассажирских перевозках. Цифровая инфраструктура большинства крупных компаний развита достаточно неплохо, многие игроки внедряют передовые решения и базовые системы управления цифровыми трансформациями. При этом сохраняются сравнительно низкая доля ИТ-сектора в экономике, низкий уровень активности стартапов, недостаточная развитость нетрадиционных каналов финансирования, общий дефицит «цифровых» кадров в РФ. Отрасль предпочитает опираться на внешних технологических партнеров, компании мало инвестируют в цифровое образование широкого круга сотрудников.
В целом, в отрасли транспорта и логистики наибольшую цифровую готовность демонстрируют почта, курьерские услуги и ж/д перевозки. Причем почта и курьерские услуги опережают другие секторы в цифровизации взаимодействия с потребителями, а ж/д перевозки лидируют за счет создания базисов цифровой трансформации. Наименьшую готовность демонстрируют водные грузоперевозки. Компании этого сектора чаще других указывали на отсутствие цифровых стратегий и отсутствие спроса на цифровые продукты и показали самый низкий уровень цифровизации работы с потребителями и операций. Грузовая логистика значительно отстает от пассажирских перевозок по уровню цифровизации. Это наблюдение в заочном опросе подтверждается сопоставлением странового индекса эффективности логистики и странового индекса цифровизации для России. Меры по ускорению цифровизации «Транспорт и логистики» в первую очередь должны быть направлены на грузовые перевозки.
В свою очередь, основными барьерами для цифровизации отрасли являются: отсутствие кадров, высокая стоимость финансирования цифровых трансформаций, зрелость поставщиков цифровых решений, неэффективные стандарты и регулирование.
Наиболее значимый барьер по мнению большинства компаний – отсутствие «цифровых» кадров. Так, доля специалистов ИКТ среди занятых в России – 2,2%, для сравнения в США – 4,1%, доля выпускников ВУЗов по ИТ-специальностям – 7%, в США 22%, в Канаде 29%. Дефицит ИТ-специалистов в России будет нарастать.
Серьезной проблемой является необходимость тратить значительные средства на модернизацию: 100% компаний использует собственные средства и 25% – банковские кредиты, 46% компании указывают на финансирование как барьер к цифровизации. При этом компании не используют нетрадиционные источники финансирования: только 7% использует государственное проектное финансирование и 4% компаний привлекают венчурное финансирования.
Также значимый барьер к цифровой трансформации – зрелость экосистемы поставщиков цифровых решений. Большинство компаний отрасли предпочитает закупать ИТ-решения у внешних подрядчиков вместо того, чтобы разрабатывать собственные. Россия отстает от многих стран по размеру ИТ-сектора (1,8% ВВП, в США 3,1%, в среднем по миру 2,6%). В России крайне низкая активность стартапов в области «Транспорт и логистика» – 1 стартап на 1 млн населения. При выборе мер стимулирования цифровизации отрасли необходимо предусмотреть меры поддержки стартапов (например, создание отраслевых инкубаторов).
Для 43% компаний значимым барьером является низкая эффективность регулирования и стандартов.
Таким образом, в данный момент в российской отрасли транспорта и логистики существует ряд перспективных решений для ее цифровой трансформации. Ряд компаний сумел осуществить цифровой переход практически полностью. Однако, Россия все еще испытывает некоторые трудности, для решения которых необходимо приложение совместных усилий государства и компаний данной отрасли.