Брюссель, как много в этом звуке… Сердце Европы? Столица Евросоюза? Безусловно, а еще средоточие противоречий и конфликтов на самых разных уровнях. В своем остроумном документальном фильме «Всемирный торговый центр. История любви», показанном на фестивале Visions du Réel, философ Литье Бауэнс и ландшафтный архитектор Ваутер Де Раве вскрывают запутанный клубок проблем не только отдельного района бельгийской столицы, но и наглядно демонстрируют принцип работы властных механизмов.
О чем фильм и при чем тут башни-близнецы
WTC – это комплекс башен условного Всемирного торгового центра на условном Манхэттене в районе Северного вокзала в Брюсселе. То был неудачный модернистский проект 70-х, созданный группой архитекторов-функционалистов из бюро Groupe Structures, имевших также непосредственное отношение к комплексу зданий Европарламента.
Groupe Structures называют в числе ответственных за брюсселизацию: по аналогии с османизацией Парижа, масштабная застройка города, чаще хаотичная, предусматривавшая уничтожение исторического центра в пользу новой архитектуры.
Примерно в те же годы Минору Ямасаки проектировал Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. И если про 11 сентября знают все, то про судьбу брюссельских башен слышали немногие. Комплекс был почти заброшен, а сейчас его активно переделывают под новые-старые нужды (офисы, отель, апартаменты, торговля).
Если в прошлом веке решения принимались за закрытыми дверями и спускались сверху, то в эпоху соцсетей новым десижнмейкерам нужно создать ощущение открытости, сопричастности и, прости господи, партиципаторности. То есть решать будем всё равно мы, но давайте поиграемся в демократию, пригласим консультанта, ответственного за позитивный имидж проекта, позовем кучу народа, посидим за круглым столом, выпьем кофе и сделаем много красивых фоток.
Район, куда лучше не соваться
Советы путешественнику на одном из туристических сайтов:
Северный вокзал Bruxelles-Nord оставляет достаточно неприятное впечатление в любое время суток, хотя и расположен рядом с деловым Северным кварталом, где сосредоточены современные небоскребы, напичканные офисами крупных корпораций. Стоит вам перепутать выход со станции Bruxelles-Nord, и вместо деловых джунглей из стекла и бетона вы окажетесь на узких улочках, заполненных эмигрантами из Марокко и Турции. Если вы встретите там «белого» человека, то, скорее всего, это будет турист, как и вы. Прилегающий к станции Bruxelles-Nord район Schaerbeek также пользуется дурной репутацией из-за уличной преступности.
Имейте в виду, что после 9-10 вечера на площадках лестниц, ведущих к станциям метро, начинают обустраивать места для ночлега бездомные. На таких станциях как Botanique и Modou более 80% контингента – темнокожие мужчины. Если вы не хотите через них перешагивать, то лучше продумывайте варианты раннего возвращения в отель.
Район Северного вокзала часто мелькает в заголовках новостей. Особенно – парк Максимильен (4 минуты от делового квартала), где находят прибежище под открытым небом сотни бездомных мигрантов. В 2018 здесь напали на полицейского, в результате чего нападавшего чуть не застрелили насмерть. Проблему не решили и, кажется, решать не собираются. Как сказал в фильме один активист, вместо помощи нищим, в основном, мусульманам, власти санкционируют во время Рамадана хипстерский фестиваль еды, где один гамбургер стоит 15 евро.
В январе 2021, когда люди вышли на протест против полицейского насилия (после внезапной смерти задержанного в полицейском участке), многие сми писали не столько о самом протесте, сколько о короле, кортеж которого протестующие закидали камнями. К счастью, король не пострадал.
Как это сделано
Режиссеры делают неожиданный ход: помимо лиц, принимающих решения (девелопер, представители городской администрации, архитектор), и так называемого гражданского общества (активисты, представители НКО), в фильме участвуют актеры театра, которые всех этих реальных людей играют. Сначала они по 30 минут разговаривают со своими героями, а потом садятся за стол переговоров, имитируя мозговой штурм и бурную дискуссию.
Такой нестандартный подход создает определенную условность, когда в общий нарратив встраиваются новые элементы: к документальной пьесе примешивается импровизация, а фильм-интервью оборачивается острой сатирой не только на конкретный проект, но и на Брюссель как явление.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал💡