Не уверен, что очень многие смогут назвать этого человека. Хотя его судьба весьма примечательна и изобилует такими поворотами, что с ней точно стоит познакомиться.
Звали его Петерис Паулс Тылтыньш, по национальности латыш, родился он в 1903 году в имении Миттельгоф. Это в Курляндской губернии, Латвию тогда ещё не придумали.
Стал комсомольцем в 1919 году, а коммунистом в 1920. Служил в латвийской армии, в 1923 году поступил в Латвийский университет.
В 1925 году уехал во Францию, где поступил на учебу в Политехническую школу в Париже. Там сменил имя на Поль Арман. Интересно, что в это же время в Париже жил его родной брат Альфред, который работал на советскую разведку. Позже Альфред уехал в США.
Арман же в 1926 году уехал в Советский Союз.
В СССР закончил Московское пехотное училище. Выбор довольно странный. В пехоте долго не служил, вскоре попал в опытную механизированную бригаду. С этого началась его карьера танкиста. Дослужился до командира батальона, в 1935 году окончил курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА.
В 1936 году Арман попадает в Испанию, где известен под псевдонимом «майор Грейзе». Гражданская война в Испании — это огромное белое пятно не только в нашей истории.
Известно, что танковая рота под командованием Армана участвовала в бою под Сессения 29-го октября 1936 года. Об этом бое много противоречивых описаний ещё советских времён. С одной стороны, указывается на атаку превосходящих сил противника (11 итальянских танкеток против 15 наших Т-26) и тут же рассказывается, какое барахло были итальянские танкетки, что в целом правда. Сообщается, что наши танкисты потерь не понесли, и тут же красочно описывается, как контуженный Арман руководил боем из горящего танка. В целом же бой был точно тяжёлым и не очень успешным. Наши потери были не менее трёх танков. В тех боях был совершен первый танковый таран — наш танк Т-26 спихнул с дороги итальянскую танкетку. Но, что более печально для нас, франкисты впервые в истории применили против танков бутылки с зажигательной смесью.
В любом случае за свои подвиги в Испании Поль Матисович Арман (так его к тому времени звали) стал Героем Советского Союза. Причем он был не только первый танкист, которому присвоено это звание, но и первый латыш.
После возвращения из Испании Арман был принят Сталиным (который с ним долго и с интересом беседовал), а на следующий день арестован за измену Родине. Чем сегодня едва ли кого-то удивишь.
В 1939 году Армана освободили, он направлен на учебу в Военную академию имени М. В. Фрунзе. Вскоре смог побывать в присоединённой Латвии и родителей.
В 1941 году получает назначение заместителя командира 51-й танковой дивизии. После начала войны дивизия находилась на доукомплектовании, кроме 102-го танкового полка. В июле дивизия переименована в 110-ю танковую и переформирована по новым штатам, после чего приняла участие в Смоленском сражении.
В октябре полковник Арман назначен командовать 11-й танковой бригадой. В ходе боёв под Мценском бригада потеряла все танки, комбриг застрелился. Вместо него и назначили Армана. Под его командованием остатки бригады принимали участие в обороне Тулы.
В августе 1942 года Арман командует подвижной группой 20-й армии, состоявшей из 11-й, 118-й и 213-й танковых и 1-й самокатно-мотоциклетной бригад. Это происходит в ходе Погорело-Городищенской операции, являвшейся составной часть Ржевско-Сычевской. Действия наших войск в целом, и подвижной группы в частности, были неудачными, через четыре дня после начала наступления Армана от командования группой отстранили, и он снова стал командовать 11-й танковой бригадой.
В марте Арман отправляется на Волховский фронт, где он назначен командующим бронетанковыми и механизированными войсками 4-й армии. Звучит внушительно, если бы у армии были танки. Но из всего что имеет броню в армии лишь два бронепоезда. Активных боевых действий в 43-м году армия не вела.
6-го августа 1943 года полковник Арман снова получает под своё командование бригаду, на этот раз 122-ю танковую. С ней он принимает участие в Мгинской операции — задача которой расширить пробитый коридор в Ленинград, взять Синявинские высоты.
Операция не увенчалась успехом. Однако именно 6-го августа танки 122-м бригады вклиниваются в немецкую оборону в районе Поречья, взята высота «Лесная», которую безуспешно штурмовали почти два года. Успех хоть небольшой, но тогда и такие были не часто. Однако он стоил командиру бригады жизни. 7-го августа полковник Поль Матисович Арман был застрелен снайпером.
Похоронен Арман на Новооктябрьском кладбище в городе Волхов.
Такая вот интересная судьба у человека.
Рекомендую так же мою статью:
Танкист Зиновий Колобанов: вопросы и ответы