Медиум специфичность - это категория, которая рассматривается в арт-критике и эстетике при анализе и описании произведений искусства
Термин популяризировал Клемент Гринберг, американский эссеист и влиятельный арт-критик, который определяет его как "the unique and proper area of competence" ("уникальная и надлежащая область компетенции" пер. автора), характерная для некой формы искусства, соответствующая способности художника манипулировать теми чертами, которые являются "уникальными для природы" определенного медиума. (Источник: Clement Greenberg. "Modernist Painting". Archived from the original on 2006-01-05). Одной из черт медиум-специфичности является то, что работу формируют характеристики используемого материала в сыром виде.
Понятие медиум-специфичности возникло в эпоху модернизма и стало ассоциироваться с искусствоведом Клементом Гринбергом. Однако эта концепция восходит к эссе Готтхольда Эфраима Лессинга «Лаокоон » 1766 года . Лессинг опровергает известное утверждение Горация «ut pictura poesis » (как живопись, так и поэзия), утверждая, что эти медиа по своей сути различны: поэзия разворачивается во времени и охватывает много событий, живопись существует в пространстве, требует обобщения явления и изображает один момент. Он называет эти медиумы «двумя равноправными и дружелюбными соседями», которые не должны выходить за пределы своих территорий. Так, согласно Лессингу, аллегоричность в живописи - это выход за пределы компетенции живописи, и это плохо (Lessing, 1766: 91). Лессинг утверждает, что произведение искусства для того, чтобы быть успешным, должно соответствовать определенным стилистическим свойствам своего собственного носителя.
Гринберг концентрируется исключительно на пластических искусствах. Он защищает и прославляет абстрактную живопись как достижение идеального выражения медиум специфичности и чистоты - чистота является идеальным качеством медиум специфичности, как работа незараженная влиянием других медиа. Вырвавшись из цепей узнаваемого предмета, художник-абстракционист получил возможность сосредоточиться на материальности медиума. Таким образом, живопись стала автономной силой, которая ничего не сообщала, кроме своих собственных замкнутых свойств. Отказавшись от подражания природе, живопись также избежала подражания условиям скульптуры; то есть абстрактная живопись отвергла иллюзию трехмерного пространства . Гринберг описывает эту эволюцию к абстракции как постепенную «сдачу» плоской поверхности непрозрачности окрашенной поверхности (Greenberg, 1940: 8). Сосредоточив внимание на этой непрозрачности, художники-абстракционисты ближе всего подходят к определению, что представляет собой живопись по своей сути.
Гринберг утверждает, что живопись пришла к пониманию к своей медиум-специфичности через музыку; не с через подражание ей, а через понимание, как она действует: музыка по своей сути чиста и абстрактна, потому что ее нельзя описать в терминах каких-либо других средств массовой информации - и с живописью та же история.
В работе «Ut Pictura Theoria: абстрактная живопись и язык » WJT Митчелла 1994 года выступает против концепции чистоты Гринберга . Согласно Митчеллу, репрезентативная и абстрактная живопись зависят от языка, первая всегда связана с повествованием, а вторая исторически зависела от теории искусства.
Майкл Фрид - еще одна важная фигура в дискурсе о медиуим специфичности. В своем эссе 1966 года «Искусство и объектность» он нападает на минималистское искусство за создание эффектов, которые не исходят из самого произведения, а зависят от отношений зрителя с объектом. Это, настаивает он, «теперь отрицание искусства» (Fried, 1967: 15). По словам Фрида, эти минималисты слишком далеко зашли в призыве Гринберга к чистоте; вместо исследования материальности медиума, все, что они делают, - это представляют материалы такими, какие они есть. Фрид утверждает, что это приводит к акценту на встречу зрителя с объектом и его «объектностью», а не на формальных качества, которые внутри самого объекта. Это взаимодействие театрально, потому что оно существует в пространстве и времени. Фрид утверждает, что визуальное искусство должно вместо этого стремиться к поглощению, которое он называет противоположностью театральности.
Концепция медиум-специфичности оказывала влияние на мир искусства долгое время. В постмодернистском диалоге эта идея потеряла большую часть своего блеска, но наша продолжающаяся идентификация произведений с точки зрения их медиа (или смешанной техники) может рассматриваться как наследие этих теорий. Многие современные теоретики чувствуют необходимость признать свой отход от идей Гринберга и Фрида. Хотя медиум специфичность была важным шагом вперед для фотографии , абстрактной живописи и модернизма, ее можно рассматривать как ограничивающую и деструктивную для художественной свободы. (Источник: Emma Bee Bernstein. Medium specifity/ Chicago school of media)/
Сейчас понятие "медиум специфичность" используют при описании разных художественных практик, а также при анализе произведений искусства.