Здравствуйте, дорогие друзья! Эту статью я посвящаю предстоящему Дню Победы советского народа над гитлеровской Германией.
Ну кто не знает и не любит этот фильм! Сколько интересного с ним связано! Вот об этом и поговорим.
Фильм "Воздушный извозчик" снимался с осени 1942 по весну 1943 года в Казахстане, куда были эвакуированы ряд киностудий. Производство осуществлялось сотрудниками "Ленфильма" на базе алма-атинской студии ЦОКС.
Режиссером кинокартины был Герберт Раппапорт ("Два билета на дневной сеанс", "Сержант милиции" и др.)
Сценарий написал известный советский писатель и кинодраматург Евгений Петров, прежде всего известный как автор романов "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" и сценариев к замечательным советским кинокомедиям "Праздник святого Иоргена" и "Цирк", которые он создал совместно с Ильей Ильфом.
Сценарий к "Воздушному извозчику" Петров создавал специально в расчете на Людмилу Целиковскую, которая в результате сыграла главную роль певицы Наташи Куликовой. Евгений Петров погиб 2 июля 1942 года в авиакатастрофе, возвращаясь из осажденного Севастополя, где был в редакционной командировке.
Как вспоминала Целиковская, съемки проходили непросто. В павильонах было холодно, изо рта шел пар. Снимали зачастую по ночам, так как днем городу не хватало электричества.
Во время воздушных съемок Михаил Жаров, играющий главную мужскую роль летчика Баранова, в кадре сидел на месте первого пилота и только держал руки на штурвале, а управлял самолетом опытный авиатор Михаил Кузнецов, сидящий в кресле второго пилота.
Для съемок использовали алма-атинский аэродром. В начале фильма мы видим самолет "Дуглас" DC-3 регистрационный номер СССР-Л3431. Номер этот был нанесен специально для съемок поверх "родного" URSS-M. Впрочем настоящий номер этого самолета тоже иногда можно заметить, а в одном из кадров вообще видео оба регистрационных номера ("косяк" декораторов однако).
В кадрах, показывающих военный период, персонаж Михаила Жарова пилотирует самолет Ли-2 (тот же лицензионный "Дуглас", приспособленный под производство в СССР).
Песни в фильме Целиковская, обладающая превосходными вокальными данными, исполняла сама, кроме одной. Классическую арию исполнила профессиональная оперная певица Дебора Яковлевна Пантофель-Нечецкая.
Вокальную партию Анания Светловидова (актер Григорий Шпигель) исполнил оперный певец Арнольд Азрикан.
После того, как фильм был снят, его копия была отослана в Москву для принятия решения о его приемке тогдашним председателем Комитета по делам кинематографии Иваном Большаковым. Вывод начальства был неоднозначен.
Большакову казалась сомнительной история любви молоденькой актрисы и немолодого летчика, которых разлучила война. А пока Целиковская и Жаров были вызваны в столицу.
Фильм был принят, но срок его премьерного показа все откладывался. и тогда Михаил Жаров, которому надоело ожидание, предложил председателю Комитета кинематографии организовать поездку творческой бригады в прифронтовую полосу, чтоб там показать киноленту бойцам, непосредственно участвующим в боях.
Политуправление РККА дало добро, и Людмила Целиковская, Михаил Жаров и их аккомпаниатор Рита Склярова, а с ними копия музыкальной комедии "Воздушный извозчик" выехали в действующую армию.
Премьера фильма состоялась в г.Малоярославце, зрителями стал командный состав и штабисты одной из фронтовых частей. После просмотра фильма силами Жарова и Целиковской состоялся концерт.
И началось! Два летних месяца 1943 года артисты ездили по лётным частям, показывали фильм и выступали с концертами. Иногда такие перемещения бывали сопряжены с риском для жизни.
Так, перелетая однажды вечером с одного аэродрома на другой, пилот их У-2 сбился с курса и самолет оказался под огнем вражеских зениток. От несчастья их спасло чудо.
Все эти перипетии сблизили Михаила Жарова и Людмилу Целиковскую. Несмотря на разницу в возрасте между ними возник роман и в том же 1943 году они поженились. Правда их брак продержался лишь 5 лет. Но это уже другая история.