Поль Гоген впервые прибыл на остров Таити во Французской Полинезии в 1891 году — через 11 лет после того, как Франция провозгласила острова своей колонией, и через 49 лет после их включения во Французский протекторат. Европеизация островов и миссионерская деятельность католических священников шли полным ходом, и Гоген застал уже не былое Таити, а лишь его призрак. Но вскоре исчез и он.
Как выглядели жители этого призрачного острова? Об этом расскажет рисунок из альбома Ивана Фёдоровича Крузенштерна, фотографии и картины Гогена и современные жители Маркизских островов, которые с 1970-х старательно восстанавливают собственную традиционную культуру. Для них это важнейший элемент реконструкции народного самосознания, и ключевую роль в нём играют татуировки.
История татуировок патутики
В Океании с древности и до XIX века очень большую роль играли ритуальные татуировки патутики. Ещё в неолитической культуре Лапита наносили татуировки с помощью костяных игл, похожих на те, которыми декорировали керамику. Вероятно, для доисторических жителей Океании человеческая кожа и глина были как-то символически связаны. Может быть, как и во многих других культурах, в культуре Лапита верили в то, что боги сделали первых людей из глины.
И глина эта была богато украшена: современный полинезийский мастер татуировки Тейкитевааманихии Хуукена говорит, что, по преданию, древние боги Тики привели его народ на Маркизские острова из Тонги, и «тела людей, пришедших на Маркизы, уже были покрыты татуировками».
Со временем люди заселили всю Полинезию и распространили культуру Лапита по её территории. При этом, теряя связь друг с другом, жители разных регионов развивали собственные стили татуировки: Маори украшали лица узорами из спиралей, гавайцы покрывали тела линиями и треугольниками.
Жители Маркизских островов стали самыми татуированными в Полинезии: татуировки наносили всю жизнь, начиная с 15-18 лет, и с годами человек мог стать совсем чёрным, поскольку новые рисунки наносились поверх старых и сливались с ними. У каждого рисунка было своё название и значение, новая татуировка знаменовала важное событие в жизни человека или изменение его социального статуса, для мужчин татуировки были символом храбрости и признаком сексуальной привлекательности.
Вероятно, Гоген ещё застал на Таити последних татуированных полинезийцев, хотя по его картинам сказать трудно — татуировок на них не видно. Гоген много писал о том, как католические миссионеры уничтожают местную культуру, и татуировки не стали исключением: связанные с культом древних богов, они попали под запрет так же, как и все прочие художественные промыслы Полинезии.
Возрождение патутики
Тот же Тейкитевааманихии Хуукена говорит, что его деды и родители не рассказывали ему о богах его народа — «эта тема была табу». Только в 1970-е годы началось возрождение традиционной культуры, и в 1980-м вновь появился полностью татуированный маркизянин. Его звали Теви Тупухия. В конце XX века патутики стали важным элементом возрождения традиций маркизян: ведь татуировка — часть идентичности и гордости их культуры.
Восстановить связь с традициями прошлого было непросто. Хуукена говорит: «Чтобы искусство патутики исчезло навсегда, достаточно одного-двух поколений: рисунки уходят в землю вместе с телом, на котором они начертаны». Раньше искусство патутики передавалось из поколения в поколение и было живой традицией, теперь же основным источником информации стали рисунки из альбома Ивана Фёдоровича Крузенштерна.
В 1804 году, за 38 лет до того, как Полинезия вошла во Французский протекторат, Крузенштерн отправился в кругосветное плавание. В альбоме, который хранится в Британской библиотеке, можно найти портреты татуированных воинов, например, жителя крупнейшего острова в Маркизском архипелаге Нуку-Хива. Сегодня это изображение украшает многие дома на Маркизских островах и вдохновляет тату-мастеров.
Кроме рисунков из альбома Крузенштерна, возродить традиции Океании помогают картины Готфрида Линдауэра, богемского художника, который в возрасте 35 лет перебрался из Австро-Венгрии в Новую Зеландию, чтобы избежать воинской повинности. Дело было в 1874 году, Новая Зеландия уже 86 лет была британской колонией, но Линдауэру всё же посчастливилось создать блестящую галерею портретов маорийских вождей и запечатлеть процесс нанесения традиционных татуировок. В 1886 году его картины выставлялись на Колониальной и Индийской выставке в Лондоне и пользовались большой популярностью.
Патутики сегодня
В наше время большинство жителей Французской Полинезии не верит в древних богов своих предков и исповедует христианство. Из-за этого теряется духовное наполнение традиционного искусства, но всё же его популярность на островах растёт. Как говорит Хуукена, «изображения древних богов и их символика — это наши корни, наша сила и память предков». Он посвятил себя искусству татуировки, потому что «дело моей жизни — сохранить уникальное маркизское искусство патутики».
Хотя, пожалуй, уместнее было бы слово «возродить», чем «сохранить». Всё-таки толкование многих мотивов безвозвратно утрачено, да и как можно сохранить то, что умерло на сотню лет? А вот возродить, вернуть к жизни — можно. И нужно, потому что без народных промыслов, без традиционных татуировок патутики, без вековых традиций во Французской Полинезии останется только французское и совсем исчезнет полинезийское. Колонисты и миссионеры XIX века именно этого и хотели. Поль Гоген, члены экспедиции Крузенштерна, Готфрид Линдауэр, Тейкитевааманихии Хуукена и его соплеменники с таким сценарием не согласны.
Цитаты Тейкитевааманихии Хуукена — из интервью 2018 года. Картины Линдауэра — с сайта памяти художника.