Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. История Николаевского моста. «Николай на мосту». Мост лейтенанта Шмидта. Благовещенский мост.

«Достроенный Исаакиевский собор мы не увидим, но дети наши увидят; Благовещенский мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят».

По легенде, эту фразу в своё время обронил острослов – князь Александр Сергеевич Меншиков. (генерал-адъютант, адмирал, морской министр Российской империи, генерал-губернатор Финляндии. Правнук петровского фаворита).

Благовещенский мост. Фото: В.Кононов.
Благовещенский мост. Фото: В.Кононов.

Мой предыдущий рассказ был посвящён первому мосту через Неву, он был «наплавной», т.е. его опоры держались на специальных поплавках (плашкоутах), те в свою очередь крепились якорями к грунту и сам мост накрепко привязывался канатами к берегам. Такая конструкция была крайне ненадёжной и очень неудобной в эксплуатации. На зимний период, эти мосты убирали и наводили вновь только после ледохода. И тем не менее, такие мосты (а к концу XVIII века в городе их было несколько) служили по сто, а Исаакиевский и все двести лет!

Мне показалось, что было бы логичным рассказать сегодня о первом постоянном мосте через полноводную Неву.

Его начали возводить в 1843 году по проекту выпускника Института путей сообщения Станислава Валериановича Кербедза. Строительство велось в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Несколько тысяч человек были заняты на забивке свай. Петербуржцы с сомнением относились к этому строительству.

Косвенное подтверждение непредсказуемых трудностей, выпавших на долю строителей первого постоянного моста, можно увидеть в широко распространенной в Петербурге XIX века легенде. Рассказывали, что Николай I, понимая трудность и необычность строительства, распорядился повышать Кербедза в чине за возведение каждого нового мостового пролета. Узнав об этом, Кербедз, согласно легенде, пересмотрел проект и увеличил количество пролетов. И действительно, начав сооружение моста в чине простого капитана, Кербедз закончил его в генеральском звании!

Благовещенский мост. Фото: В.Кононов.
Благовещенский мост. Фото: В.Кононов.

Чугунные конструкции пролётного строения моста были заказаны в Англии за сумму около 650 тыс. рублей серебром. Сборка арок велась на передвижных деревянных фермах Гау. Конструкции разводного пролёта были изготовлены на заводе Берда.

Петербургская газета «Северная пчела» писала 16 (28) сентября 1844 года:

Самая постройка моста дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты, на укрепленном сваями грунте.

В 1850 году строительство моста было завершено. Любопытно почитать ту же «Северную пчелу», номер которой был посвящён столь значимому городскому событию.

Благовещенский мост. Фотография из открытых источников в интернете.
Благовещенский мост. Фотография из открытых источников в интернете.

«Открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. В одиннадцатом часу было совершено молебствие и освящение моста при огромном скоплении народа всех сословий. Во втором часу на торжество прибыли государь император, их императорские высочества, великие князья и особы высочайшей свиты. В сопровождении огромной толпы все пешком устремились по мосту от Английской набережной до Васильевского острова. Первым по мосту шёл император в сопровождении Главноуправляющего Путями Сообщения и Публичными Зданиями графа П. А. Клейнмихеля, председателя Комитета сооружения моста генерал-лейтенанта М. Г. Дестрема, строителя моста С. В. Кербедза и многочисленной Свиты. На середине моста Николай I остановился и в «изъявление своего удовольствия облобызал строителя моста» С. В. Кербедза. Обратное шествие было следующим: в первой коляске ехал император, во второй — великие князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич, в третьей — великий князь Николай Николаевич, в четвёртой — Его Императорское Высочество герцог Лейхтенбергский. Народ, стоявший вокруг, громогласным «ура» сопровождал царственный поезд».

Благовещенский мост. Фото: В.Кононов.
Благовещенский мост. Фото: В.Кононов.

Мост был назван Благовещенским по одноименному собору, стоявшему в XIX веке на нынешней площади Труда. В советское время собор был сначала закрыт для прихожан, а затем разобран по стандартной для того времени причине: он якобы мешал трамвайному движению на площади. На фотографиях рисунков того времени, хорошо виден этот собор.

Вид на Благовещенский мост со стороны Васильевского острова. Хорошо видны купола Благовещенского собора на нынешней площади Труда. Фотография из открытых источников в интернете.
Вид на Благовещенский мост со стороны Васильевского острова. Хорошо видны купола Благовещенского собора на нынешней площади Труда. Фотография из открытых источников в интернете.

В 1855 году умер Николай I. Из желания увековечить имя монарха, мост было решено переименовать в Николаевский. Примерно в это же время, по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, прямо на мосту появляется часовня - во имя небесного покровителя почившего монарха – Святителя Николая Чудотворца. В народе ее называли «Николай на мосту». Часовня была установлена на быке перед разводной частью со стороны Васильевского острова. Главным фасадом и входом она была обращена к Английской набережной. Квадратное в плане (3,63×3,63 м) строение стояло на цоколе из красного полированного гранита. На фасаде, обращённом к Васильевскому острову, был вмонтирован образ св. Александра Невского, написанный Ф. С. Завьяловым. Весь металлический декор на часовне был позолочен. Стену напротив входа украшал большой, в золочёной раме, мозаичный образ святого Николая Чудотворца.

Часовня Святителя Николая Чудотворца на Николаевском мосту. Фотография из открытых источников в интернете.
Часовня Святителя Николая Чудотворца на Николаевском мосту. Фотография из открытых источников в интернете.

В 1918 году, мосту присвоили имя известного героя первой русской революции, руководителя восстания на крейсере Черноморского флота «Очаков» лейтенанта Петра Петровича Шмидта. Мост стал мостом Лейтенанта Шмидта. По одному из нереализованных проектов того времени памятник руководителю севастопольского восстания 1905 года собирались установить посредине моста, на месте снесенной часовни.

В 30-х годах прошлого столетия, отслужив к тому времени более 70-ти лет, мост лейтенанта Шмидта было решено реконструировать. Его фактически отстроили заново. Реконструкция длилась 8 лет. На год дольше, чем строительство. Была снесена часовня, перенесена разводная часть. Во внешнем оформлении были сохранены только перильные ограждения, выполненные по рисункам Александра Брюллова.

Фрагмент ограждения Благовещенского моста. Фото: В.Кононов.
Фрагмент ограждения Благовещенского моста. Фото: В.Кононов.

Прошло ещё без малого 80 лет службы легендарного моста. Подошло время очередной реконструкции.

Одновременно в 2006 году, мосту было решено вернуть прежнее название и начать его реконструкцию. Мост поставили на длительный капитальный ремонт и для этого рядом с ним возвели временный, по которому пустили автомобильный поток. И хотя мост стал Благовещенским, временный, иначе как «Сыном Лейтенанта Шмидта» в Петербурге не называли. Да и механиков, обслуживающих мост, наградили почетным прозвищем «Дети Лейтенанта Шмидта». Прошёл не один год, прежде чем в сознании петербуржцев мост вновь превратился в Благовещенский.

Спасибо, что нашли время прочесть рассказ до конца. ))