Найти тему

Дети и гаджеты. Развитие интеллекта.

Практически каждое выступление или лекция про воспитание, общение или особенности взаимодействия с детьми и подростками заканчивается вопросом родителей на подобии «Подскажите, а как гаджеты влияют на развитие ребенка?» или «Мой ребенок постоянно в гаджетах. Как его вытащить оттуда? И как они влияют?». Такие вопросы вполне закономерны, т.к. цифровизация населения ускоряется, и родители покупают телефоны и планшеты детям уже в детском саду. В данной статье хотелось бы затронуть вопрос влияние гаджетов на развитие мышления ребенка.

Мышление ребенка развивается поэтапно, а значит и рассмотреть влияние цифровых устройств на детей нужно сквозь призму данных периодов. В психологии выделяют 5 основных этапов развития мышления: сенсорно-моторный, наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический и абстрактно-логический.

Сенсорно-моторная стадия (0-2). В это время ребенок познает мир через ощущения, ему необходимо все потрогать, пощупать, облизать. А еще ему необходимо много двигаться, так как на созревание головного мозга требуется много кислорода.

Здесь влияние цифровых технологий будет наиболее неблагоприятным, т.к. ребенка привлекает красивая картинка и его активность снижается, а это может грозить - задержкой физического развитием (ребенок позже садится, встает, начинает ходить).

Таким образом, взаимодействие ребенка с девайсом в раннем возрасте лучше исключить.

Наглядно-действенная стадия (1-3). Время, когда ребенок уже может соотносить предмет с действием, но он может использовать предмет только когда его видит. Здесь важно обогатить словарный запас ребенка и научить его взаимодействовать с миром.

Гаджет не дает большого многообразия к манипулированию, все способы его применения однообразны, а значит способности к сложным действиям (еда ложкой или вилкой, надевание носков и т.д.) может сформироваться с задержкой. Следовательно, использование девайсов на данной стадии развитии так же не рекомендовано.

Наглядно-образная стадия развития (2-7). Период присвоение внешних действий и активного развития речи у ребенка, а так же познания мира через ролевое взаимодействие. Использование цифровых технологий может привести к:

- задержке развития речи (артикуляция в мультфильмах не всегда соответствует действительности),

- задержке физического развития (снижение активности, фиксированная поза),

- задержки эмоционального развития (эмоции у героев могут не соответствовать реальности),

- задержки когнитивного развития (нарушения мышления, памяти и внимания).

Но при этом небольшие мультфильмы и документальные фильмы, такие как серия мультфильмов «Детям о важном», «Ребятам о зверятах» и другие, могут послужить отличным источником для развития эмпатии, расширения кругозора, развития важных бытовых навыках. И только при условии хорошо подобранного контента в соответствии с возрастом ребенка.

Словестно-логическая стадия развития. Период простого логического мышления, когда ребенку еще сложно уловить смысл абстрактных понятий, таких, как смерть, вечность, любовь. Это время имеет большое значение для освоения грамоты и письма.

Исследователь влияния цифровизации и психолог Г. В. Солдатова изучила развитие мышления и активность работы головного мозга у детей в зависимости от времени проведенного в гаджетах. Согласно полученным данным, успеваемость детей сильно падает, если в возрасте от 7 до 10 лет они проводят в сети более 1 часа, а в возрасте от 10 до 12 – более 3х часов в сутки. Данные исследования можно объяснить тем, что во время контакта с девайсов головной мозг перегружается и не может в итоге нормально функционировать. Но при этом у детей, родители которых полностью отказались от использования цифровых устройств был занижен уровень познавательной активности, им просто было не интересно учится. Следовательно, это может говорить о положительном влиянии цифровизации на развитии ребенка в умеренном количестве.

Стадия словестно-абстрактного развития, соответствует подростковому возрасту, периоду активного роста и развития личности. Здесь влияния цифровых устройств оказалось очень индивидуальным, в зависимости от типа нервной системы, устойчивости внимания, стиля мышления. А значит влияние цифровых устройств на развитие в этот период не однозначно.

Конечно, влияние девайсов не ограничивается мышлением, а на развитие пристрастия к гаджетам влияют много других факторов, но при этом важно понимать, что взрослый несет ответственность за развитие ребенка, поэтому важно:

- контролировать время использования устройств детьми,

- грамотно подбирать контент для ребенка согласно возрасту,

- рассказывать о мерах безопасности в сетевом пространстве,

- обучать цифровой грамотности.

Помните, что ребенок – это Ваша маленькая копия, которая всегда готова идти с Вами на контакт, ждет Вашего внимания и любви, несмотря на то будут гаджеты в их жизни или нет. И только Вы можете устроить взаимодействие ребенка с цифровым миром, научить его чему-то новому и интересному.

Картинка взята из открытых источников сети Интернет
Картинка взята из открытых источников сети Интернет