Заградотряды. Что мы знаем о них?
Ветеран, с которым мы беседуем, прошел Великую Отечественную в войсках НКВД, в заградительном батальоне. О чем вы подумали? Вот вот. Сразу думается о неприятной миссии заградотрядов, о той, которую нам навязали. Под влиянием ищущих сенсации СМИ и сляпанных художественных проектов постсоветского периода у наших граждан сложилось неверное представление о бойцах заградительных отрядов в годы Великой Отечественной войны. Мол, приказ был в 42- м "Ни шагу назад", вот их тогда и создали, сидели сзади и угрожали нашим отступающим...
Это не совсем так. Да, правильные тактические действия наших войск формировались не с первого дня войны, и заградподразделения и другие войсковые подразделения формировались и в течении первых, да и последующих, месяцев боевых действий. Формирование подобных батальонов - это тактическая мера, которая применялась и в других войнах армиями многих стран.
И вот, на столе чай, конфеты, и мы вместе с майором - начальником клуба воинской части- беседуем с одним из бойцов заградотрядов у него дома. Зовут его Михаил Федорович Гулий, проживал он в станице Красюковский, недалеко от Новочеркасска.
Были времена, когда ветеранов мы привозили в часть для встреч со срочниками. Но, ветераны стареют, стали ездить мы сами и писать видеоматериалы для себя и военнослужащих.
Пожилой ветеран, 1922 года рождения, свой боевой путь рассказывал подробно, и только под конец беседы стало заметно, как он устал.
Я напишу его рассказ вкратце.
Попал он служить на юг сначала в Среднеазиатский военный округ, почему-то в школу санинструкторов. А вот в 42-м оказался в Ростове-на-Дону, распределен был, даже не доучившись, в 230-й Красногвардейский полк войск НКВД.
- Я в третий батальон попал, командовал им Найденов. По тревоге утром нас подняли и распределили по батальонам. А на второй день построили и объявили нам задачу: освободить Ростов от осуждённых. Другие подразделения тоже из тюрем осуждённых выводили, из Новочеркасска, Шахт, Таганрога. Их за Дон надо было переправить. Сказали нам, что поездом повезём, а вагоны стоят за Батайском. Да только немец-то не спит, бомбит без конца. Каждые полтора-два часа по 10-20 самолётов бомбоналет устраивает, пути железнодорожные бомбит.
Довелось мне колонну женщин сопровождать, 500 человек. Комбат говорит:
- Обращайтесь с людьми по-человечески, как положено. Но побегов бойтесь, постарайтесь не допускать. Стрелять только в воздух.
Пришли мы, куда следует. Но вагонов на всех не хватило. И пошли мы к Кавказу колонной пеше. Шли, в основном, по ночам, днём бомбежки. Знали, что дойти надо до Белореченской в Краснодарском крае, там опорный пункт, комиссия будет распределять осуждённых кого-куда. С женщинами в разговоры вступать запрещено было, но все равно в пути привыкли друг к друга, они нам помогали, мы им. По доброму все было, хоть и уставали очень, до слез.
В Белореченской осуждённых распределили. Конечно, мужчин, кто ружье держать мог, формировали и отправляли на фронт, не глядели на судимость. А женщин кого куда по профессии, в основном.
Это было первое задание у Михаила Федоровича и его соратников. Вторым стала охрана каналов водоснабжения. Их полк распределили по Кавказу. В тех краях было сущее бедствие с питьевой водой. Не хватало ее ни войскам, ни населению. Диверсанты и немцы делали все, чтобы каналы эти уничтожить. Полк нашего ветерана три месяца стоял на их охране и, даже там, нес потери, диверсанты не давали расслабляться.
А после этого полк НКВД, где служил Михаил Федорович, начал подготовку к наступлению. Это и есть те самые заградотряды. Они двигались к югу, уже освобождая свои земли. Тяжело двигались, потому что боеприпасы и продовольствие шли медленно, дороги были повреждены.
Тактически заградбатальон направлялся в самую трудную боевую точку. Его задачей было формировать новые боеспособные подразделения из отступающих, разобщенных и полууничтоженных частей. И потом вместе с ними принимать бой.
Конечно, люди, боевые подразделения и даже командиры, не выдержав натиска, отступали, пытаясь сохранить тех людей, которые остались в живых. И вот тут-то и нужны были заградотряды, они пополняли, формировали и шли напролом вместе с отступающими, но готовыми бороться. И эти сказки о том, что заградотряды должны были напугать, заставить вернуться, беспочвенны. Потому что зачем? Нужны были силы для борьбы, а не расправа. На протяжении всей войны стрелять Михаилу Федоровичу приходилось только по фашистам.
Вместе с другими подразделениями полк ветерана освобождал Краснодарский край и Ростовскую область, воевал до конца войны....
Михаила Федоровича уже нет в живых, а бесценные видеоматериалы остались. Эти рассказы максимально правдивы, очищены от политической пропаганды, не украшены художественными вымыслами. Все было, как было: тяжело, но ответственно, страшно, но честно.
И не будем сочинять и нагнетать. Наша Победа того стоит!
Читайте ещё о жизни детей и матерей в годы войны и после.... Истории, берущие за душу:
Сталинградская история маленькой Маши. Как в 6 лет она стала взрослой.
До родов было ещё 10 дней, но все началось в поезде.
А пока, пока, ваш Рассеянный хореограф.