Вечный вопрос, с которым сталкивается практически каждый человек – как продолжать жить после утраты близкого человека? Как существовать с разбитым сердцем?
Русский художник Иван Шишкин, великий пейзажист, по воле злой судьбы жил с этими вопросами большую часть жизни.
Обратная сторона жизни Шишкина
Большинство из нас знают работы Шишкина по конфетно-плакатной продукции. «Утро в сосновом лесу» – самая известная его картина – украшает обертку конфет «Мишка косолапый». А уж сколько выпущено календариков, открыток и всевозможной полиграфии с картинами Шишкина – не сосчитать.
Основная тема художника – любовь к родной земле, лесам, полям, бесконечным русским просторам. Вот только за увековечиванием природы в ее лучших проявлений стояла далеко не медитативная безмятежность.
Иван Шишкин очень сильно пил. Об этом не принято рассказывать в рамках официозного образования, так что, скорее всего, вы не знакомы с темной стороной жизни пейзажиста. Пагубное пристрастие чуть не стало причиной гибели художника, но он выстоял. Пил Шишкин далеко не от праздности или распущенности.
Шишкину повезло жениться по настоящей любви. К тому же, жена приходилась сестрой его близкому другу художнику Васильеву. Счастливой семейной жизни, увы, не было суждено длиться долго – начались жестокие потери, одна за другой.
Сперва художник потерял маленького сына. Позже – того самого друга Васильева. Через какое-то время умерла любимая жена. У Шишкина на руках остался второй малолетний сын, но и его судьба у несчастного художника отобрала.
Сложно представить человека, который бы не сломался под такими ударами. Однако Шишкин смог их перенести, хотя и душа была непоправимо надломлена.
Вместо того чтобы жаловаться на безжалостную судьбу, художник много работал – ушел в живопись с головой. Тем самым боролся со своей болью и тяжелой зависимостью от алкоголя.
Новая надежда и ее крах
Прошло несколько лет после череды лишений, когда Шишкину посчастливилось полюбить вновь. Художник женился на своей ученице, которая родила ему дочь и… вскоре тоже погибла.
Удивительно то, что при такой трагической судьбе пейзажи Шишкина наполнены светом, надеждой, тонким созерцанием природы. А может и не было бы того Шишкина, которого мы все знаем, если бы не такие жестокие испытания?
Ведь столь глубокое погружение в творчество стало для мастера жизненной необходимостью, единственным спасением.