Найти в Дзене
Дикое поле

Духовный центр чжурчженьского Приморья.

Традиционно считается, что Суйпин (Уссурийск), столица чжурчженьского Приморья, имел в своем составе три центра - хозяйственные Западно-Уссурийское и Южно-Уссурийское городища и военно-административный в Краснояровском городище, но чжурчжени никогда не забывали о том, что у общества есть и другая важная и довольно щекотливая сфера жизни - духовная, которая, хоть и не принадлежит к материальной стороне мира, но влияние ее ощущается везде и чжурчжени помнили об этом, сделав Суйпин и духовным центром Приморья, который они разместили в пригороде современного Уссурийска Кроуновке.

Абрикосовский храм, современная реконструкция.
Абрикосовский храм, современная реконструкция.

Неведомая сила тянула людей на сопки Абрикосовскую и Копыто еще со времен палеолита, а к V веку нашей эры здесь уже существовали поселения народа мохэ с шаманскими капищами при них, а в VII веке, при возникновении империи Бохай в результате контактов с китайцами и японцами в Приморье начал проникать буддизм, то лучшего места для основания монастыря, чем эти две сопки, буддийские монахи найти не смогли и основали на них свои монастыри, ставшие форпостами буддизма на современном российском Дальнем Востоке. Киданьское вторжение монастыри в Кроуновке пережили спокойно, кидани не увидели в буддийских монахах особой угрозы, в отличие от обитателей Западно-Уссурийского и Южно-Уссурийского городищ, от которых завоеватели буквально не оставили камня на камне. Впоследствии, не без помощи кроуновских монахов, среди киданей начал распространяться буддизм и в конце концов, они оставили Приморье без наблюдения и, как оказалось, зря.

Битва между киданями и мохэ.
Битва между киданями и мохэ.
Чжурчженьские воины.
Чжурчженьские воины.

С возникновением чжурчженьской империи Цзинь для кроуновских монастырей, как и для всего Приморья, наступил золотой век. Абрикосовский и Копытовский монастыри стали важнейшими духовными, образовательными и медицинскими центрами, в которых оказывалась помощь всем страждующим вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, кроме того, монахи этих монастырей были и хранителями некрополя императорской династии Ваньянь.

Фигурка чжурчженьского языческого божества из Абрикосовского храма.
Фигурка чжурчженьского языческого божества из Абрикосовского храма.
Внутреннее убраство чжурчженьского мавзолея.
Внутреннее убраство чжурчженьского мавзолея.

Монастыри в Кроуновке стали настоящим центром консолидации населения Южного Приморья, что сыграло свою роль во время монгольского нашествия 1233 года, когда именно Абрикосовский и Копытовский монастыри стали последним оплотом чжурчженей. Монахи и миряне оказали завоевателям отчаянное сопротивление, только ценой больших потерь монголам удалось взять монастыри, а всех их уцелевших защитников и беженцев они в наказание сожгли живьем, но после такого зверства сельское население Приморья начало непримиримую партизанскую войну, продолжавшуюся вплоть до краха Монгольской империи.

Удэгэйский лучник.
Удэгэйский лучник.