Кресень — первый летний месяц, длится с 22 июня по 22 июля. Это месяц летнего солнцеворота. «Крес» — солнцеворот.
31 купальня — 2 кресеня (21–23 июня). Рождение Вышня-Перуна. Солнцеворот-Крес.
Сварог и Матерь Сва рождают Перуна. Он является на свет после того, как Матерь Сва — Лада съедает Щуку, в которую воплотился Род. При рождении бога гремят громы, шатается земля, рушатся горы. В народе говорят: Перун-Стратилат грозами богат.
Загремели тогда громы на небе,
Засверкали тогда в тучах молнии —
И явился на свет, словно молния,
Сын Сварога Перун Громовержец!
«Книга Коляды», Веда Перуна
1–2 кресеня (22–23 июня). Дни Костромы и Скипера-Змея. Дни Костров.
Через Сед-мериду 1–2 кресеня в год Воскресения Буса проходила b-Близнецов (Кастор).
После рождения Перуна на Землю Русскую пришёл Скипер-зверь. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб и унёс в Навь его сестёр: Живу, Марену и Лелю — богинь жизни, смерти и любви.
То не пыль в поле распыляется,
Не туманы с моря поднимаются,
То с восточной земли, со высоких гор
Выбегало стадо звериное,
Что звериное стадо — змеиное.
Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь!
«Книга Коляды», Веда Перуна
Потом Перуна освободят Велес, Хорс и Стрибог, и он победит Скипера-зверя. Тогда он отведёт своих сестёр, превращённых в чудовищ, к Ирию и будет купать их в молочной реке, после чего они очистятся от скверны. Это произойдёт после того, как Солнце минует знак Скипера — Скорпиона и наступит зимнее солнцестояние. Тогда, в лютые морозы, верующие также будут купаться в священных источниках.
Сказания о Перуне и Скипере пели в эти дни волхвы в ведических храмах и призывали верующих на реки и озёра совершать священные омовения, дабы очиститься от грехов.
И в эти дни, когда на землю Русскую идёт Скипер-зверь со своим воинством, многие видят блуждающих призраков, дразнящих глаза людские.
Неожиданно на полях появляются мышиные стаи и волчьи ватаги, налетают тучи воронья. А если склонить ухо к земле, то слышно, как Мать Сыра Земля стонет. А иным видится, что по озимому полю огонь пробегает*.
Навь особенно сильна, и потому на Руси в эти дни ждали вражеских нашествий; вспомним: и Отечественная война 1812 года (19 июня), и Отечественная война 1941 года (22 июня) начались близ дня Скипера-зверя.
Полагаю, что и Германарех убил Лебедь, сестру Буса, и пошёл на Русь в сии дни.
3 кресеня (24 июня). Победа Перуна над Скипером-зверем.
Через Сед-мериду 1–2 кресеня в год Воскресения Буса проходила a-Орла (Альтаир).
В сей день вспоминали об Освобождении Перуна, победе его над Скипером. В календарном цикле это произойдет позже, но ныне — день веры в грядущую победу. О неизбежной победе сил добра, о том, что Правь возвысится над Навью, говорили в сей день волхвы.
4 кресеня (25 июня). Велес-поворот.
Последний день Солнцеворота.
В сей день Велес отваливает камень над могилой Перуна. И Перун является на свет. Ему дают выпить живой воды, и Перун получает великую силу, пред коей не может устоять ни один враг.
Поднялся сын Сварога небесного,
И увидел он яркий белый свет.
Обогрело его Солнце Красное —
кровь его разошлась по жилам.
«Книга Коляды», Веда Перуна
Отныне Перун свободен. Он начинает поход против Скипера-зверя.
1–4 кресеня (22–25 июня). Солнцеворот.
В эти дни Солнце укорачивает ход, а ночь удлиняется. В цикле Солнечных Хорсовых празднеств поминали все деяния Ра, Хорса и Коляды.
В дни Солнцеворота Хорс (как и ранее Ра) увидел у берега моря купающуюся Зарю-Зареницу. Хорс влюбился в Зарю, а затем женился на ней. Однако Месяц, послушавшись совета получеловека-полуконя Китаврула, задумал украсть у Хорса жену. Потому этот день тревожный, потому и ночь с Солнцеворота становится длинней.
Дабы противостоять силам Нави, которые начитают с сего дня усиливаться, люди и прыгают через костёр и пускают с гор огненные колёса, означающие Солнце.
Украдёт Зарю Китаврул и увезёт её к Месяцу в Осеннее равноденствие. Тогда день будет равен ночи, а затем ночь станет длиннее дня. А когда Солнце минует знаки Скипера-Скорпиона и Китаврула-Стрельца и наступит зимнее солнцестояние, боги вернут Зарю-Зареницу. Но это случится ещё не скоро. Ныне же Солнце-Хорс светит ярко и радостно. Он влюблён в Зарю-Зареницу.
И пошла Заря — красна девица
По небесному своду синему,
На убранство своё нанизывая
С блеском ярким цветные камни.
И поднялся за ней яснолицый Хорс.
1–9 кресеня (22–30 июня). 9 врат Коляды.
8–9 кресеня. Дни Тихого Солнца. Свято Кресеня.
В честь этого праздника весь месяц назван кресенем (южнорусское имя бога Крышня).
В это Свято праздновали нисхождение на Землю второго воплощения Крышня — бога Коляды. Вспоминали о том, как он в люльке плыл в Ирий к Хорсу и Заре-Заренице. В этот день Солнце тихо идёт по небесному своду. Это плывёт в плетёной люльке Коляда.
Также в этот день вспоминали о том, как Крышень-Коляда плыл в солнечной лодочке к Радунице либо — к Раде. Как подбирал веночек, брошенный ею в воду.
Тот, кому посчастливится, мог в этот день во сне увидеть младенца Коляду. В природе и в людских душах царит умиротворение. Стихают птицы, стихают ветры, утихают боли. В сей день больные молят об исцелении.
Перед воплощением Крышень-Коляда проплыл девять созвездий, преодолел девять небесных врат.
И начал своё плавание с солнцеворота из обители Вышня и Крышня (созвездие Крышня-Водолея). 1 кресеня, в Перунов день, его сопровождал Орел Перуна, Корабль Коляды вёл Китаврул (1–2 врата).
2 и 3 кресеня, в день Скипера и в день Победы Перуна над Скипером, Корабль Коляды проплывал созвездие Скорпиона (3–4 врата).
4 кресеня, в день Велеса-поворота, Корабль Коляды проплывал созвездия Велеса и Весов Велеса (5 врата).
5 кресеня Корабль Коляды проплывал созвездие Майи (6 врата).
6 кресеня Корабль Коляды проплывал созвездие Льва-Дажьбога. Коляда в сей день освободил Дажьбога из заточения во льдах (7 врата).
7 кресеня Корабль Коляды стал на причал у созвездия Рака-Коляды, созвездия месяца кресеня. Здесь и находится само созвездие Корабля Коляды (8 врата).
8–9 кресеня. Крышень-Коляда вместе со своими спутниками сходит с Корабля и нисходит на землю (9 врата). Он несет Книгу Вед, Звёздную Книгу Коляды.
8 кресеня (29 июня). День вестника Буса Кресеня.
9 кресеня (30 июня). Отдание праздника Буса Кресеня. День «Звёздной Книги Коляды».
Бус Кресень — суть лик Буса Белояра, вестник, ангел-хранитель, явившийся в нашу эпоху, истинный создатель «Звёздной Книги».
Имя сего вестника — было дано мне в посвящении, дабы я услышал его, настолько, насколько был открыт, и потом передал от него Весть. И это было тогда, когда не явилась и сама Велесова книга», и я не знал о Пути.
А поскольку я родился в сей день в месяц Кресень, рядом со мной лик Буса Кресеня, июньский лик. Этот лик — суть вестник (или ангел-хранитель), данный мне при рождении, как он был дан и всем детям, родившимся в сей день.
Подобные имена, восходящие к именам древних героев, прародителей, всегда даются при посвящениях, дабы получить покровительство и духовную связь с прародителями и высшими вестниками. Близость же его, как я понимаю, для детей, родившихся не только в сей день, но и в сей год, обусловлена наложением важных звёздных циклов.
А кого можно назвать первым в ряду учителей, возрождавших традицию, кои приходили после Буса Белояра?
Первым был Бус Ладень (791–876), он же Ягайло Ган, волхв Сурожский и Новгородский, творец «Книги Велеса», современник Бравлина, Аскольда и Олега Вещего.
Даты его жизни определяются по самой «Велесовой книге». Обратим внимание: Бус Белояр родился в 295 году, а Бус Ладень — через 532 года минус 36 лет (половина Дня Большого Коло).
Главная дата мировой истории, дата Освобождения Буса Белояра, это рубеж 367 и 368 годов. А через 532-летний период наступил 899 год. То есть Бус Ладень родился за 108 лет до сей «опорной» даты, главной астрологической даты его эпохи. (Кстати, это число сакральное, 108 лепестков у лотоса на коем восседает Будда.)
А когда родился Бус Купалень? Лунно-солнечные циклы указывают на опорную дату, коя вычисляется следующим образом: 368 год плюс два 532-летних периода. То есть это 1432 год н.э.
Кто родился близ сей даты, кого следует почитать, как великого учителя, возродившего ведическую традицию? Здесь обратим внимание на имя Шри Чаитанйи Махапрабху, основателя движения вайшнавов в Индии. Он индуистами почитается последним воплощением Господа Вишну.
Чаитанйа пришёл в эпоху, когда ислам мог разрушить индийскую ведическую традицию, и Он дал верующим Путь, благодаря Чаитанйе ведическая традиция в Индии сохранилась до сего дня (почитают его Богом и современные кришнаиты).
Чаитанйа Махапрабху родился в Майпуре 18 февраля 1486 года. То есть через 54 года после отмеченной нами опорной даты для сей эпохи (1432). Кстати, 54 года также является важным в астрономии периодом, ибо ровно через 54 года затмения повторяются на тех же долготах.
Кроме индийца Чаитанйи, в качестве Буса Купаленя мы можем указать русского Ивана Купалу (Иоанна Крестителя), духа, являвшегося на Волге в XV веке подвижникам Иоакиму Железнобровскому и Иакову Брылевскому, которые являли силы Купаленя. Они возродили на Руси купальские таинства, унаследованные христовцами-предтеченцами. И нужно помнить их имена, даже если народная традиция не сохранила во всей полноте их деяний.
А новый Бус Белояр, Седьмой Арий, Третий Иисус, родится в конце Лютой эпохи, именно около 2496 года (это опорная дата, точно же она не известна). Около этого года должна появиться комета Галлея (Чигирь-Звезда), которая пролетает раз в 76 лет. Впрочем, и сия комета не всегда указывает дату, но часто по зениту прохождения её определяют место рождения.
Тогда, около 2496 года, на рубеже эпохи Рыб и Водолея, и явится Бус Бересень. Он завершит Лютую Эпоху, Эпоху Рыб. И Он же будет открывать светлую эпоху Крышня-Водолея.
А перед Бусом Бересенем явится и его воплощение — Бус Ильмень, он же Бус Велесень, так же как перед Бусом Белояром явился Иисус Христос.
По традиции, следуют Белояр, Ладень, Кресень — следующий в сём ряду может быть назван Ильменем (полагаю, это значит, что он явится финну либо кому-то из рода уральских потомков Ильма Сварожича).
Однако следующий за ним Бус является самим Бусом Бересенем, и он уже не принадлежит ряду. Потому ему, который придет во время Велеса, правильнее дать имя Бус Велесень, к тому же и сам Ильм является братом Велеса, а значит и иным его ликом.
Уточнить дату Рождества сего Буса Велесеня, грядущего Вышня, наиболее близкого нам, можно также, исходя из традиции. При этом мы будем опираться на дату Рождества Христова.
Относительно самой даты рождения Иисуса Христа существуют разные мнения. Дионисий Малый, вычисливший принятую ныне дату в V веке, исходил из современных ему пасхалий. Он вычислил, используя 532-летний цикл, — год, в который Пасха приходится на 25 марта, и так определил дату казни Иисуса Христа, а потом отнял от неё 31 год и так получил дату рождения.
Но получившаяся, и ныне принятая всеми, дата всё равно не совпадает со сведениями самих Евангелий. Ибо, например, царь Ирод, одно из действующих лиц евангельского рождественского предания, умер в 4 году до н.э.
Вычислим вначале опорную дату для эпохи Христа. То есть в данном случае мы должны от 368 года отнять 532-летний период. Получаем: 164 год до н.э.
Если ряд 0, +54, –108 продолжить далее, то мы получим +162. Столько лет нужно прибавить к предыдущей опорной дате. Итак, мы получаем 2 год до н.э (точнее, рубеж 3 и 2 годов до н.э.).
Отметим, что сей отсчёт приблизительный, его точность: около полутора лет (54 года плюс-минус несколько месяцев, 108 лет плюс-минус год, 164 года плюс-минус до полутора-двух лет). Потому это может быть и 4 год до н.э и несколько ранее. Так что требованию попадания в царствование Ирода данный счёт удовлетворяет.
Но, в таком случае, и для расчёта даты рождения Буса Ильменя-Велесеня можно также применить сию закономерность. Опорная дата — 1964 год, значит, дата проявления духа следующего Буса — 2128 год н.э.
О грядущем Бусе Велесене можно прочесть также в пояснениях к дате 5 лютеня.
Можно рассчитать и время явления Буса, который явился до Иисуса Христа. Из опорной даты, 164 год до н.э., вычтем 532 года. Получим 696 год до н.э. Это новая опорная дата. Согласно вычисленной ранее закономерности, вычтем 108 лет. Получим: 804 год до н.э. И как тут не отметить, что за Малый День Сварога (72 года, с точностью до двух лет) до сего родился Будда Шакья Муни: по тибетской традиции, в 878 году до н.э.
10 кресеня (1 июля). Поминовение по князю Корс-яра и начало Велесова поста.
Корс-яр — согласно «Книге Ярилы» (Корс, 4–6), один из семи особо почитаемых в ведославной традиции князей.
Был наследником трона арийских царей из династии Ярсака (известен также по армянским летописям как Хосров II из династии Арсакидов), сын Вересень-яра. Правил Арийским союзом царств с 289 по 288 год н.э. Объединил под своей властью Арийстан, Парнстан и Парсиянстан (земли Армении, Парфии и Персии).
Изгнал из Персии царя Вахрамея, стремясь вернуть власть рода Ярсака и свергнуть Саксаниянскую династию (узурпаторов Сасанидов). Был в союзе с Русколанью и царством Кушанским, где правили его родные братья.
Был тяжело ранен во время почитания Велеса Семиликого и установления креста-меча на горе Арарат своим братом-предателем Мараном по наущению князя-змея Морияра. Тяжко страдал и умер от раны и яда через год после предательства — 1 июля 288 года н.э. во время лунного затмения.
Тризну по князю Корс-яру волхв Дарьян включил в круг семи тризн, поминающих святую династию арийских князей рода Ярсака, откуда происходили князь Дажень-яр, избранный после Корс-яра главою Арийского союза, а также его сын и наследник Бус Белояр.
10–21 кресеня (1–12 июля). 12 Велесовых клубков. Велесов пост.
После дарования Колядой «Звёздной Книги», Велес стал сию книгу читать. И прочтение 12 Вед сей Книги значило то же, что развёртывание 12 клубков или прохождение 12 звёздных врат. Велес последующие 12 дней проживает-прочитывает 12 зодиакальных клубков.
В первом клубке Рода-Рыб, прочитанном 10 кресеня, повествуется о рождении Велеса. Велес родился из Синего Камня, упавшего на Землю из Сварги. И это Камень, который отныне лежит в основании Ведической Веры (по камню же тогда бил и Велес-Семаргл). Потом сей камень Земун положила в люльку, и Камень обратился в Велеса. И сия люлька была похищена Паном, понесшим Велеса над морем. Но Велес стал тяжёлым, и Пан уронил люлечку.
Во втором клубке Крышня-Водолея, прочитанном 11 кресеня, повествуется о том, как Велес (подобно Крышню-Коляде) в люльке плыл по морю. И волны выбросили её на берег Тавриды.
Велес стал гулять по берегу и увидел, что над морем бьются Коршун и Лебедь. И он пустил стрелу в Коршуна, который оказался Кащеем Седуновичем. И Кащей рухнул в море. А Лебедь оказалась дочерью Сварога Азовой. И она стала супругой Велеса.
И в то время, 11 кресеня, когда Велес встречается с Лебедью-Азовой, Сед-мериду пересекают звёзды a-Козерога и g-Лебедя (звёзды Кащея и Азовы).
В третьем клубке Индрика-Козерога, прочитанном 12 кресеня, повествуется о победе Велеса в образе Змея Огненного Волха над Кащеем в образе Индрика-Змея.
В четвёртом клубке Китаврула-Стрельца, прочитанном 13 кресеня, говорится о том как Велес при втором своём рождении вновь победил Дыя, и о том как он стал стражем Нави.
В пятом клубке Перуна-Скорпиона, прочитанном 14 кресеня, повествуется о борьбе Перуна и Велеса из-за Дивы Дыевны.
В шестом клубке Велеса-Весов, прочитанном 15 кресеня, повествуется о любви Велеса и Премудрой Вилы, Аси Звездинки, Сиды. А также о победе Велеса над Кащеем и установлении Велесовой веры.
В седьмом клубке Майи-Девы, прочитанном 16 кресеня, повествуется о Матери Велеса-Коляды Майе, и о том, как Велес устроил Всемирный потоп. Это день Богородицы Майи, спасшейся в водах. Это день православной Купалы.
В восьмом клубке Дажьбога-Льва, прочитанном 17 кресеня, повествуется о Всемирном потопе и о супруге Майи Дажьбоге, который стал отцом Коляды, второго Крышня, третьего Велеса.
В девятом клубке Коляды-Рака, прочитанном 18 кресеня, повествуется о том, что Велес вновь явился Спасителем в образе Коляды, а также о любви Велеса-Коляды и Радуницы.
В десятом клубке Купалы-Близнецов, прочитанном 19 кресеня, повествуется о любви Костромы и Купалы, внука и внучки Велеса, а также о его сыне Яриле. В них также воплотился бог Велес.
В одиннадцатом клубке Лады-Тельца, прочитанном 20 кресеня, повествуется о Вие, приёмном отце Велеса, и о Дажьбоге, внуке Велеса, и о том, как они воевали из-за коров Ирия.
А в последнем, 12 клубке Белояра-Овна, прочитанном 21 кресеня, повествуется о том, как после Потопа мир поделили боги, и о новом явлении со звёзд Камня с Законами. И о том, что сии Законы запечатлены на самом звёздном небе. И Велес читал их, и Велес сам являлся Стожаром звёздного неба, а небо было Снопом на сём Стожаре.
Волхвы в ведических храмах также читали сии 12 клубков Вед. И толковали их, исходя из текстов «Книги Велеса», согласно Бусовой традиции.
И они видели продолжение борьбы Велеса и Коршуна-Кащея у берега Тавриды в борьбе вначале ясуней и дасуней, а в новые времена — в войнах славян с готами, греками, а потом и римлянами за побережье Крыма-Тавриды. И читали дощечки из «Книги Велеса» о сей борьбе (например, Троян II). Говорили о Бусе, как о новом Велесе, давшем «Звёздную Книгу».
21 кресеня (12 июля). День Снопа-Велеса.
Через Сед-мериду 21 кресеня в год Воскресения Буса проходила a-Рака. Конец поста.
Дни убывают, но жара прибывает. С Велесова дня начинают косить, заготавливать сено. Коси, коса, пока роса, — роса долой, и мы домой!
В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, дух Велеса.
В эти же дни кончали пахать и начинали готовиться к озимому севу. Бытовала такая пословица: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять». Всем земледельческим работам покровительствовал Велес. «Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать, снопы свивая, на полях страдных, и ставить Сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего» (Род Пров:6).
В этот день почитали также священный камень Алатырь (либо два камня, Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги). За Алатырем — вход в Навь.
Огнищане вспоминали о том, что только Велес смог отвалить Алатырь от входа и потому умершие не могут попасть в Навь, минуя Велеса.
22 кресеня (13 июля). Отдание праздника Велеса-Снопа.
23 кресеня (14 июля). День Вавилы, Квасуры и Китаврула.
Вавила — сын Велеса и Ненилы, почитаемых в предыдущие дни. Он продолжает деяния Вала и Велеса, потому враждует с родом Дыя. И о сей борьбе пелось в сей день в русских ведических храмах.
Вавило почитался покровителем музыкантов и певцов, потому его почитали своим небесным покровителем скоморохи. Поэтому хоть в день Вавилы и продолжались полевые и огородные работы, но к вечеру непременно устраивали праздник с плясунами, скоморохами, весёлыми песнями.
В этот день говорили: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем!» Кроме гуляний и хождений в гости, в этот праздник угощали бродячих актёров, устраивавших представления, веселивших народ. Скоморохи шутили: «За дело — не мы, за работу — не мы, а поесть, поплясать — лучше нас не сыскать!»
Скоморохи также в день Вавилы пели песнь, которая после крещения Руси стала былиной «Вавила и скоморохи». В этой песне рассказывалось о том, как на землю сошли боги веселья и хмеля, Китаврул и Квасура (в христианстве они стали Кузьмой-Демьяном).
Сии боги разыскали работавшего в поле Вавилу и увели его с собой, чтобы «переиграть царя Собаку и сына его Перегуду». Царь Собака — это греческий бог виноделия Дионис Сабазис, сын Зевса-Дыя, впоследствии он даже почитался греками верховным богом, единым с отцом Дыем.
Вавила, бывший простым крестьянином и не умевший играть, волшебным образом обучился игре на гудочке (струнном инструменте) после того, как боги произнесли заклинание:
— Заиграй, Вавила, во гудочек,
Во звончатый переладец,
А Квасура с Китаврулом приспособят!
По пути в царство царя Собаки боги-скоморохи встречали крестьян. Тех, кто их привечал, они награждали: превратили в атлас полотно у девушки, стиравшей бельё. А тех, кто им грубил, они наказывали: наслали на поле непочтительного крестьянина птиц, которые склевали посеянные зёрна.
Их волшебной игре подчинялись животные, растенияи стихии. Победив царя Собаку и спалив его царство, Квасура и Китаврул посадили на престол скомороха Вавилу.
24–31 кресеня (15–22 июля). Велесова седьмица. Берегини —7 дочерей Велеса. Семаргл Огнебог, Велес Семиликий.
В эти дни почитали дочерей Велеса, их внучек и правнучек: духов рек, русалок, вил, сиринов и берегинь.
«Текут реки великие по Руси, и журчат многие воды, и поют они о стародавнем. О тех боярах, что не боялись идти к полям готским, что многие лета боролись за вольность русскую, о тех, что не берегли ничего, даже жизни своей, — о них говорит Берегиня» (Троян VI 8:2). Берегини — это дочери Бора и Уряны, а Уряна — дочь Рады и внучка Волыни и Ра.
Велес являлся под многими именами. Но выделяют семь его ипостасей: Семаргл, Волх, Вальяр, Вритьяр, Дон, Асила, Рамна, а также семь его дочерей.
24 кресеня поминают первую дочь: русалку Рось, мать Дажьбога. 25 кресеня поминают вторую дочь: Дарью-Оку, супругу Камы. 26 кресеня поминают третью дочь: Поману, супругу Томины, которая владела волшебной дудочкой. 27 кресеня поминают четвёртую дочь: Раду, супругу Крышня. 28 кресеня поминают пятую дочь: Радуницу, супругу Коляды. 29 кресеня поминают шестую дочь: Снегурочку, супругу Леля, растаявшую от любви в Ярилин день, когда она, следуя обряду, прыгала через костёр. 30 кресеня поминают седьмую дочь: Плеяну, супругу Святогора и мать Плеянок. 31 кресеня происходило отдание праздника 7 дочерей Велеса.
Также поминают последовательно и семь ликов Велеса. 24 кресеня почитают Семаргла, 25 кресеня — Волха, 26 кресеня — Вальяра, 27 кресеня — Вритьяра, 28 кресеня — Дона, 29 кресеня — Асилу, 30 кресеня — Рамну.
24–31 кресеня (15–22 июля) Велесова седьмица. Поминовение семи князей и княгинь, ликов Велеса и Волосынь. День памяти князя Вольги (затмение Луны 21 июля 297 г.). И день памяти жреца Огнебога, князя Аскольда (881 г.), также княгини Ольги.
В эти дни поминаются все семь великих арийских князей из «Ярилиной книги»: 1) Ярбан, 2) Корс-яр, 3) Вахрамей, 4) Вольга, 5) Ягорий, 6) Дажень-яр, 7) Бус Белояр.
Вольга — князь берендеев, упоминаемый в «Ярилиной книге» (Вольга, 6). Отец Навны (третьей супруги Дажень-яра), дед князя Буримира. В его честь и в честь его покровителя Велеса и дочери его Волгани названа река Волга.
Был сражён в бою князем Триедаром 21 июля 288 года, после чего были затмение и землетрясение. Поминовение о нём включено в круг семи тризн волхвом Свияжаром.
Аскольд — киевский князь из рода варягов. Как соправитель вместе с Диром Эллинским правил в Киевской Руси с 870 года. После убийства Дира в 875 году стал править единолично. Был верховным жрецом Огнебога, потом крестителем Руси (крещён греками в 875 году именем Николай).
Аскольд, будучи жрецом Огнебога, отождествлял в мистериях два огненных лика Велеса: Семаргла-Огнебога и Змея Огненного Волха. И одна из главных мистерий древнего культа Огнебога — обретение им Солнечного Креста и нахождение под сим Солнечным Крестом «Золотой Книги» (то есть «Золотого сказания», или «Книги Ярилы»).
Следуя сей мистерии, Аскольд и «обрёл крест», отождествив Крышня и Христа, к тому же христиане в сей день праздновали обретение Креста Господня. Также Аскольд «обрёл книгу». И это было Евангелие, которое не горело в огне (сию книгу ему показали перед крещением греки).
Николай, имя коего принял Аскольд, — суть также христанский святой, принявший на себя силу Велеса и унаследовавший народное почитание Велеса и его ликов, в том числе и почитание Огнебога Семаргла и Огненного Волха.
По «Книге Велеса», Аскольд и после крещения остался жрецом Огнебога, однако соединение почитания Николая и Велеса Огненного, приравнивание Евангелия и «Золотой книги» не было принято современным ему жречеством. Аскольд был убит Олегом Вещим в 881 году.
Ольга — княгиня из рода Гостомысла, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в арианской семье из династии князей Изборских. Вначале приняла Бусово крещение под именем Олена. В 903 году она стала супругой князя киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами она возложила на себя бремя правления при трёхлетнем сыне Святославе.
Княгиня Ольга известна в ведославии как могучая правительница и поборница арианской веры в Киевской Руси. В 954 году княгиня Ольга отправилась в Царьград, где была принята императором Константином VII Багрянородным. Там она, будучи по рождению и воспитанию арианской веры, спорила с императором об истине. Судя по отзывам современников, в Византии её веру сочли «еллинскою злую прелестью отчю», так тогда именовались и язычество, и арианство. Для союза с Византией Ольга приняла также крещение по византийскому обряду. Византиец Скилица так тогда характеризовал её переход от арианского крещения к новому: «Крещёная и истинной вере оказавшая предпочтение».
Имя в новом крещении она выбрала в честь императрицы Елены, матери Константина Великого, почитаемого также и арианами под именем Олена, ибо во времена Буса и император Константин Великий, и Елена приняли арианство, согласно «Ярилиной книге».
По возвращении из Византии Ольга стала воздвигать арианско-христианские соборы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя Аскольда и храма Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храма Благовещения в Витебске, храма Живоначальной Троицы во Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучём Трисиятельного Божества» (то есть Великого Триглава). На берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».
Затем, в 959 году, согласно «Продолжателю хроники аббата Региона Пюрмского», Ольга также послала посольство к императору Оттону I во Франкфурт-на-Майне, у коего просила епископа и пресвитеров. И в 961 году в Киев прибыл епископ Адальберт, изгнанный вскоре Святославом.
Следовать этим исканиям истинной христианской веры у византийцев и латинян княгиня Ольга иногда призывала и своего сына Святослава Игоревича, не искавшего мира с христианами. Однако тот не внимал её увещеваниям: «Как мне одному принять иную веру? Ведь дружина-то моя смеяться начнёт!»
Заметим также, что, если верить скандинавским сагам, Ольга, «мать конунга Вальдемара из Гардарики», затем вернулась вновь к вере предков, то есть — по мнению латинян — к язычеству, и почиталась жрицей, пророчицей, а также «духом фитона».
Преставилась княгиня Ольга в 969 году, завещав совершить погребение её по-ариански и христиански. Её нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве.
Православные христиане память её чтут 11 июля по юлианскому стилю и 24 июля, по григорианскому, при пересчёте в ведославном календаре сей день падает точно на Велесову седьмицу.