Символдрама – это направление современной психоаналитически ориентированной психотерапии. Главный инструмент психотерапевтического воздействия в символдраме — представление образов на заданную специалистом тему.
Родоначальник метода символдрамы, Ханскарл Лейнер, выделял шесть этапов развития ребенка:
- фаза шизоидности,
- фаза депрессивности,
- анальная фаза,
- эдипальная фаза,
- латентная фаза,
- фаза пубертата.
Рассмотрим более подробно каждый этап.
Первичный нарциссизм – начало развития
На самой ранней стадии развития (внутриутробной) ребенок находится в состоянии единения с матерью и окружающим миром. Весь мир кажется продолжением его самого. Мать представляется чем-то неизменным, стабильным и постоянно присутствующим в жизни ребенка. Доверие к ней перерастает в доверие к окружающему миру. Ребенку в этот период необходимы поддержка, признание и принятие со стороны матери — только в этом случае закладываются основы благополучного развития будущей личности ребенка. При соблюдении этих условий ребенок может без потерь перейти к следующему этапу развития.
Фаза шизоидности
В первые месяцы рождения ребенок начинает чувствовать разделение с матерью и миром. Малыш получает больше свободы, ощущает больше противоречивых эмоций – тепло/холодно, голод/сытость, он слышит звуки, рассматривает предметы. Ему необходимо определять все эти противоречия и новые чувства. Расщепление своего «я» и окружающего мира, разъединение с матерью – это нормальная шизоидность. На этом этапе развития необходим эмоциональный и тактильный контакт с матерью. В этой фазе развития ребенок учится управлять мамой.
Депрессивная фаза
Для благополучного развития депрессивной фазы есть три обязательных условия:
- эмоциональная теплота,
- константность (постоянство),
- ритм.
В этой фазе развития ребенок стремится соединиться с матерью, чтобы чувствовать себя единым с окружающим миром.
Очень важно, чтобы на этом этапе ребенок чувствовал эмоциональный комфорт и защищенность, которую дает эмоциональная теплота матери. Мир, его окружающий, должен быть предсказуемым — это достигается через постоянство: четкий распорядок дня, знакомые предметы, люди и их действия, устоявшийся ритм для всего, что происходит вокруг малыша. Все это дает ребенку почувствовать, что в его мире нет места страху и тревоге, зато есть ощущение спокойствия и надежности.
Появляется возможность воспринимать этот мир глазами. В этой фазе развития ребенок перестает полностью управлять матерью. Это дает ей возможность вносить небольшие изменения в эмоциональную жизнь ребенка.
Анальная фаза
Эта фаза длится примерно с года до полутора лет. На этом этапе развития ребенок уже начинает понимать, где хорошее, а где плохое. В этот период он учится управлять своими мышцами, учится ходить на горшок. Слыша похвалы в свой адрес, ребенок старается, чтобы его похвалили еще раз. Зачастую его старания родители воспринимают как озорство. Главное, в этой фазе развития соблюдать золотую середину. Не слишком хвалить, но и не усердствовать с порицанием.
В анальной фазе ребенок ходит, ориентируется в пространстве и эти физические навыки переносит в свое эмоциональное состояние. Определяет, кто в семье главный, пытается ему противостоять, высказывает протест.
При благоприятном развитии состояние протеста пройдет само собой. Главное, не сломать ребенка психически слишком жестким контролем, не подавлять его активность.
Эдипальная фаза
В этой фаз развития эмоциональная жизнь ребенка становится более оживленной. Он уже четко осознает, что есть девочки и мальчики, определяет свою принадлежность к тому или иному полу. Появляется интерес к гениталиям. В этой стадии нужно четко обозначать границы между отношениями мама—папа и родители—ребенок. Ребенок должен понимать, что есть территория родителей, которая принадлежит только им. Обозначение таких границ помогает малышу переживать в дальнейшей жизни различные разочарования, или, говоря языком психологии, фрустрации.
Латентная фаза
Фаза длится примерно с 7 до 12 лет. Ребенок взрослеет и меняется, развивается самостоятельность, память, повышаются интеллектуальные способности, появляется интерес к спорту.
В этой стадии развития ребенок постоянно проверяет свою окружающую реальность, ставит под сомнения слова родителей – а так ли это? Учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, пытается завоевать определенный авторитет. Ребенок будто бы снова проживает шизоидную стадию развития, заново узнавая, что правильно, а что неправильно, переоценивая или проверяя на прочность свою систему ценностей. Родители уходят на второй план, на первый план выходят сверстники.
Фаза пубертата
Во время пубертата подросток становится более отчужденным, происходит еще большее отдаление от родителей. Гормональная перестройка способствует быстрой утомляемости, эмоциональным взрывам, может снизиться успеваемость в школе. Подросток начинает больше внимания уделять своей внешности.
В этот период важно не потерять доверие ребенка и постараться пройти этот этап с наименьшими потерями.
Подписывайтесь на наш канал, учитесь с нами и не забывайте оставлять свое мнение в комментариях! Нам важна обратная связь!