Глянула на календарь и вспомнила себя 8 лет тому назад.
Читать: Прайс. Сначала «не дотягивала» Я, потом – до меня.
Я заканчивала школу, интересовалась психологией и занималась этим предметно, имела очень разнонаправленные способности и интересы. Выбирала направление обучения, советовалась с мамой и, как все, сомневалась, у меня были свои варианты и идеи.
Однако сейчас такое встречается очень редко – не часто ребёнок открыто выражает свои интересы в нынешней действительности
Почему? Я, как человек с дополнительным детским психологическим образованием, уверена, что это из-за того, что родители в стремлении «уберечь детей от подворотни» перестарались. Встретишь нынче 7-летнего человека, а он оказывается прям как ты 26-летний на работу ходит после школы каждый день и в выходные ещё.
На какую такую работу, Лена? Ну что ты говоришь! Детский труд запрещён.
А вот и нет. Официально – да, ребёнку конечно, не оформляют трудовую книжку. Просто его родители постарались – после школы в понедельник он ходит на дополнительную математику и в бассейн, во вторник – на танцы, в среду – на рисование и математику, в четверг – опять на танцы, потом уроки вечером делает, в том числе и дополнительные, в пятницу – на рисование и пение, в субботу на целый день уходит на танцы, в воскресенье весь день делает уроки, выезжает с родителями на природу или в парк развлечений, а потом опять... уроки делать.
Постойте. А где у маленького человека время для себя?
У каждого человека, особенно маленького, должно быть время для «ничегонеделания»
Иначе — труба, друзья, ждёт вас в его 17-18 лет, при поступлении в ВУЗ и при выборе направления обучения.
Дело в том, что стараясь как можно больше занять своего ребёнка, вы отнимаете у него возможность развиваться самостоятельно. Вы пресекаете его любознательность, которая делает человека умным. Вы ставите малышу свои рамки, которые могут не дать раскрыться его истинным способностям. Вы лишаете ребёнка горящих глаз с детства.
Да откуда ты знаешь? Сначала своих роди – потом советы давай!
А у меня есть свой такой бедный ребёнок. Я крестная мама девочки, у которой вышеописанный образ жизни. Ей уже 14, а папа ребёнка абсолютно творческого, нежного и ранимого до сих пор насильно заставляет ходить на технические курсы, уже не по математике, а по программированию, конечно.
Это ж нынче перспективно! А на способности и желания человека – плевать. Он лучше знает. Он — ответственный за судьбу своего ребёнка отец. Он так решил, что девочка будет писать код, значит будет. Причем сам папа далеко от IT стоит, но смотрит на своих успешных друзей и за дочь уже все решил.
Ребёнок, конечно, замкнут, не горит желанием ничего делать и чем-то интересоваться, просто молча повинуется. Мне неприятно самой находиться в этой ситуации. Сколько с папой не разговаривай, у него своё мнение.
А ребёнок перегружен с детства ненужными занятиями. При этом любимыми – ему заниматься не дают. Кому это надо и зачем?
И есть другая ситуация. Моя мама. Она никогда не заставляла нас ходить ни в какие кружки насильно. Я хотела ходить в художку - и ходила, потом никуда не хотела ходить - и не ходила. У меня после школы было много свободного времени. Я смотрела мультики, ходила в гости к подругам, гуляла с ними по району (у нас были красивые дома на Нарвской, большие дворы, как парки), вместе уроки делали. И, конечно, двери нашего дома всегда были открыты для всех моих друзей. Любых. Мне нравилось изучать окружающий мир, общаться и вместе заниматься какими-то занятиями со сверстниками.
И это классно! Мама мне доверяла, но контролировала. Причём я об этом не догадывалась. У меня было хорошее детство.
Из школьных предметов мне очень нравилось изучать биологию и детально разбираться в предмете, решать задачи на расщепление, изучать эволюцию и др. Любила химию и задачки по нахождению молярной массы. И ещё с детства я поняла, что мне нравится общаться. Поэтому довольно рано, ещё в последних классах школы, я пошла на Малый Психологический Факультет СПбГУ – учиться психологии. Сама захотела, а мама подсказала, куда пойти и чем заняться. И после школы, я не готовилась к ЕГЭ 3 года 😂 я просто ходила в СПбГУ на Малый Психфак.
К ЕГЭ я готовилась меньше, чем полгода. У меня нет ни одного платного образования. Мой репетитор по обществознанию сказал, что это – не интересно и не спортивно:)
Высшее образование я пошла получать инженерно-управленческое, потому что психология - это узко, годится для хобби. А я к тому времени понимала, что мне будет интересно только в смежной специальности. Так как вполне тянула технические предметы, обожала обществознание и исследование мотивов поведения людей и общества, а также во мне до сих пор живо важное качество для инженерного специалиста – любознательность.
Спасибо моей маме за то, что дала мне возможность сделать самостоятельный выбор и не заставляла меня ходить «на работу» с детства.
Если вы хотите помочь своему ребёнку сейчас, при выборе профессии
Я вас прошу, сядьте и поговорите с ним. Услышьте его. Спокойно узнайте о его желаниях. Приблизьте их к реальности. И попытайтесь найти компромисс.
Золотое правило выбора профессии:
- хочу - это то, чем дитя хочет заниматься (хобби, увлечения, интересы)
- могу - это то, какими навыками или умениями ребёнок обладает для этой профессии (сможет обладать в процессе обучения);
- надо - востребованность выбранного направления на рынке труда сейчас и в перспективе (с этим не сложно, на пике IT, медицина, экология...)
Соедините воедино хочу-могу-надо и получится идеальный выбор (причём не один)
ВАЖНО: без ХОЧУ никакие «могу» и «надо» вас не спасут! В первом случае - не будет мотивации и желания. Во втором - не будет интереса и способностей. Вы сделаете своего ребёнка несчастным.
Так давайте же научимся слушать и слышать своих детей, они уже целостные личности, которые всегда имеют право собственного выбора.
Пускай всё получится! Добра☀️
Рада видеть каждого на моём канале:) Спасибо за внимание и интересные комментарии.
✳️НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СТАВИТЬ ЛАЙК 👍 ЗА МОИ СТАРАНИЯ и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ 🤝 Я ВАМ ЕЩЁ ПРИГОЖУСЬ😉
С благодарностью за ваше внимание, искренне ваша, Лена Карьергайд ☀️